- Олег
- Посты
- 4028
- Откуда
- С нами с
- 6.10.2012
- Был(а)
- 11.1.2016
|
33#
Автор |
Опубликовано 11.10.2013 11:46:17
Re: Итальянцы глазами русских, русские глазами итальянцев.
Оставим немного в стороне поверхностное. Копнём в глубину.
" S% X3 k0 A2 U* c. }! y
) m0 g3 c5 v1 l C% U, ?( X" KИосиф Бродский5 I5 S+ t* [2 S$ H7 x
Римские элегии (1981)
' ~$ F: W0 @0 f7 A8 Z3 o5 k. C- X3 Z
Бенедетте Кравиери
+ R+ Y0 Y H0 O, k2 P- K# T
' u5 @% V) }" k I! u+ M3 H, ?- |$ E5 P; ?6 ^
" O4 X% G6 a+ j; [
Пленное красное дерево частной квартиры в Риме." E2 L! e, r. u; H( B
Под потолком -- пыльный хрустальный остров. }% I" ?- M9 J& N8 \- ~$ F
Жалюзи в час заката подобны рыбе,/ G* ^$ I; K0 w% b, v( d
перепутавшей чешую и остов.+ }5 h1 {- F* T4 b/ I+ W0 W
Ставя босую ногу на красный мрамор,
+ i% W8 B0 F# ]; V( o тело делает шаг в будущее -- одеться./ h6 j/ t) d. P |
Крикни сейчас "замри" -- я бы тотчас замер,8 n( _6 k2 @& t3 s
как этот город сделал от счастья в детстве.
4 l/ j1 z3 s) u6 m3 a% N( z$ P; A Мир состоит из наготы и складок.4 D, l t" v5 k- p" Y
В этих последних больше любви, чем в лицах.
( o' G; ?9 c2 a% U3 u4 B Как и тенор в опере тем и сладок, B% g% n: Z- H! D( T( H
что исчезает навек в кулисах.) P( u- c9 A) X& `' w
На ночь глядя, синий зрачок полощет1 L. K- }* w3 a: L: E+ J
свой хрусталик слезой, доводя его до сверканья.& s! W8 _: ~* S( M7 S
И луна в головах, точно пустая площадь:. K" g9 l* x4 b" m1 N7 j* R' V( M
без фонтана. Но из того же камня.
+ T0 E Z' ^) ~/ J4 P) Y& B8 d
, s7 [3 |+ ?+ W; @ II
; |- R$ C' [1 [1 e0 U9 T1 U0 o/ x9 J9 [# y4 Y8 m3 f
Месяц замерших маятников (в августе расторопна5 d5 c& Y8 b( F; m$ P" J- v4 e
только муха в гортани высохшего графина).
) c" @" s! h; |# L7 d- [ Цифры на циферблатах скрещиваются, подобно
$ N) |7 A: p! [$ o; O прожекторам ПВО в поисках серафима.
/ v% u7 z7 }5 F2 s Месяц спущенных штор и зачехленных стульев,
3 h: i( G& h2 D# E& U: ] потного двойника в зеркале над комодом,
' d9 ~! l# u9 N1 Q пчел, позабывших расположенье ульев
6 t# |* r% m+ A! H* g: \1 F и улетевших к морю покрыться медом.
4 F4 Z- a# x. q/ K Хлопочи же, струя, над белоснежной, дряблой, @% Z# _0 r- L! H! V
мышцей, играй куделью седых подпалин.5 e- Z% U, _+ P( t. ]$ B
Для бездомного торса и праздных граблей
( z: l0 {% `) X) O. \1 I9 L ничего нет ближе, чем вид развалин.* r2 {: g; F/ x: g3 S/ p! j
Да и они в ломаном "р" еврея
1 Y# H, ]0 Z5 X/ ?5 u узнают себя тоже; только слюнным раствором% v4 D4 p' S5 i. A5 ~3 D$ j; k2 W V
и скрепляешь осколки, покамест Время6 x2 o6 {! _5 X5 `
варварским взглядом обводит форум.7 T1 i/ d# ~( G: F3 P" f' Z4 s: Q% F
5 u0 O4 Y5 `3 V. ~0 U. L3 m
III# h3 \1 s& g% V5 T( c! m1 [
. S) p5 l" H) C5 a
Черепица холмов, раскаленная летним полднем.
/ ^% W' I8 {5 H8 v Облака вроде ангелов -- в силу летучей тени.
3 p7 I0 N- _. M# |/ M5 A; b Так счастливый булыжник грешит с голубым исподним" j2 a4 {! }( b0 I. o2 _
длинноногой подруги. Я, певец дребедени,$ O/ m* M5 M% p( v+ B0 h8 A
лишних мыслей, ломаных линий, прячусь
0 J4 O0 f8 E6 K5 F1 J в недрах вечного города от светила,
, r+ V s5 Z/ ]4 O% l навязавшего цезарям их незрячесть6 i9 M/ T! s- F/ C
(этих лучей за глаза б хватило
& `" k5 T: {" T8 z на вторую вселенную). Желтая площадь; одурь: K: K& P6 N# I% ] q3 [- K
полдня. Владелец "веспы" мучает передачу.1 h: U m# J. J8 T# j# j6 z' x6 ~
Я, хватаясь рукою за грудь, поодаль: _% ^# ?6 S1 {8 ?
считаю с прожитой жизни сдачу.
" ~" r# n1 X' F, X; M. C И как книга, раскрытая сразу на всех страницах,0 u1 r/ h6 e1 U: `
лавр шелестит на выжженной балюстраде.
- p5 L; M; t$ K$ \ И Колизей -- точно череп Аргуса, в чьих глазницах/ z. @% g% Q! h' b! ], V
облака проплывают как память о бывшем стаде.7 s" S+ u4 t- b. ~4 S, g% X! F
7 L; `- z+ w9 G$ D4 E v IV" o B( y) U1 ^! u8 m5 u
7 f1 i- U1 R1 T) B( p
Две молодых брюнетки в библиотеке мужа
* _! Y$ o+ @3 Y& O8 f' a" q той из них, что прекрасней. Два молодых овала
6 c0 ?& E; `0 o4 U сталкиваются над книгой в сумерках, точно Муза
0 _! g( I1 x5 k M. D объясняет Судьбе то, что надиктовала.
7 R5 ~* E3 M) _# b+ G Шорох старой бумаги, красного крепдешина,, D& Y; }6 |& {2 @
воздух пропитан лавандой и цикламеном.
3 X' v8 _1 o' g8 x, h- v Перемена прически; и локоть -- на миг -- вершина,
% B& S" _7 l% {6 q2 u привыкшая к ветреным переменам.$ v c4 v, O: L
О, коричневый глаз впитывает без усилий2 o( @+ e+ B9 V" }/ z
мебель того же цвета, штору, плоды граната.+ t: {2 N+ r4 \, B2 g! [
Он и зорче, он и нежней, чем синий.
5 e$ ^* W0 N5 f4 M0 ?( Y6 l' v2 ` Но синему -- ничего не надо!* n$ U S9 R' _- ]- L% g
Синий всегда готов отличить владельца
: r& z( K7 [, `' n3 a от товаров, брошенных вперемежку9 O# F& j4 G" p9 o3 ?2 x8 m0 G( _, a
(т. е. время -- от жизни), дабы в него вглядеться.0 I$ X& H6 n$ w3 p* O8 Z
Так орел стремится вглядеться в решку.
4 G& }: O3 L9 j. _" Y. \( s
. v; X* a( j* A* | V! L3 }! [8 |* l# p
" ] i' a- v( u ^
Звуки рояля в часы обеденного перерыва.% Y) @3 D8 D) A8 s) s. x
Тишина уснувшего переулка
4 j5 M. p/ k( R, h7 i6 m# K обрастает бемолью, как чешуею рыба,
9 F6 l$ k+ h' | и коричневая штукатурка6 d- U* Q# k% k4 v- k5 j' C0 O
дышит, хлопая жаброй, прелым
6 h/ u8 h9 \6 i" z4 z воздухом августа, и в горячей
- ?1 A8 l( F2 T& @, W полости горла холодным перлом" g- d4 V) m0 t k
перекатывается Гораций.
0 O0 G# U& f1 x2 o6 q Я не воздвиг уходящей к тучам
8 S1 `/ `( H1 Z! O9 y каменной вещи для их острастки.7 S2 K+ y+ y7 `: d" {- u# d8 v! L
О своем -- и о любом -- грядущем) i5 \- `) R1 {2 K
я узнал у буквы, у черной краски." U; d! {$ n% } b
Так задремывают в обнимку x0 p6 x# j$ b
с "лейкой", чтоб, преломляя в линзе9 _& `& C7 {2 i3 [6 Y
сны, себя опознать по снимку,8 L/ C" A2 a; S3 X; v. q5 G# n$ N8 q
очнувшись в более длинной жизни.
) y5 M" X6 x; | a4 x$ c2 s, i8 _4 {0 k2 R, ]" J6 U% y! J7 @
VI- ?/ K# X# b0 Y/ Q
; r9 F, x0 D2 o2 S. ? Обними чистый воздух, а ля ветви местных пиний:0 K# o. H5 Y( U
в пальцах -- не больше, чем на стекле, на тюле.
: }: j0 r) i9 J Но и птичка из туч вниз не вернется синей, R- ]' _" a- ~1 k
да и сами мы вряд ли боги в миниатюре.
' k4 L6 @# [6 r& ^3 f, e Оттого мы и счастливы, что мы ничтожны. Дали,
3 a, v, K `+ J: p6 q* h выси и проч. брезгают гладью кожи.
i+ P! Z( v% s, i' |& \1 K Тело обратно пространству, как ни крути педали.
+ Y' D$ R$ ^' C+ W0 w L8 w И несчастны мы, видимо, оттого же.( O& t8 H B8 ?- }7 T/ F
Привались лучше к кортику, скинь бахилы,+ b$ [; R2 d; V& `( A7 U6 i
сквозь рубашку стена холодит предплечье;
5 M0 F4 C4 o( P" | и смотри, как солнце садится в сады и виллы,
9 n3 `* @2 \2 j6 o/ G как вода, наставница красноречья,
4 n: O5 ^ y" O2 c1 _/ X4 U! M льется из ржавых скважин, не повторяя. K& s& g* C) Z5 [
ничего, кроме нимфы, дующей в окарину,+ |9 _/ i W1 Y8 E7 F2 @6 x
кроме того, что она -- сырая
4 o7 p C& \: S6 s- Y и превращает лицо в руину.8 S' A' N0 v) Q3 l2 Y5 J
' m4 |! [" A7 c/ h1 w
VII
2 Z( Z4 A2 C" c6 M# C7 c$ E- n4 _# I0 `9 |. H v
В этих узких улицах, где громоздка- C0 f5 {' h B. a" ?: l
даже мысль о себе, в этом клубке извилин6 r- q6 X. i8 S) n2 t* y4 l# H0 L7 |
прекратившего думать о мире мозга,
/ }+ i3 [" N+ A, I: K- B2 n где то взвинчен, то обессилен,2 `! h% j# h% k! f- ^
переставляешь на площадях ботинки% x! i- G* T5 c. d
от фонтана к фонтану, от церкви к церкви: B7 }4 \6 R7 ~8 m
-- так иголка шаркает по пластинке," C7 m% w5 I% u9 g$ D- L7 ~
забывая остановиться в центре, --
' d& y% b3 u4 V+ | можно смириться с невзрачной дробью
3 j6 ^% Q, m4 S- `" q/ ] остающейся жизни, с влеченьем прошлой% ]4 S7 g* m) y9 A2 d
жизни к законченности, к подобью* j# u* v8 a1 V* H4 F% b: t4 i8 w
целого. Звук, из земли подошвой' m" ]5 f5 N, j) Z, y) [( a
извлекаемый -- ария их союза,
% [( F3 j9 n0 @9 O( h6 h серенада, которую время о'но
# Z P7 X) w/ E9 y. a& i напевает грядущему. Это и есть Карузо
3 F9 n" R! s6 T' V5 F. d для собаки, сбежавшей от граммофона.
7 R! o% z; R, g- A5 V7 q5 l; m; H- i# U6 e( D9 @) U6 Y3 r
VIII1 L( {2 K ]( q# n5 i# z8 A$ w; J @
0 j3 e, ?, D* Q: E Бейся, свечной язычок, над пустой страницей,
D2 K" v H& q; Y трепещи, пригинаем выдохом углекислым,$ ^! a9 W( o2 m$ V8 ~4 c
следуй -- не приближаясь! -- за вереницей
O7 p. M7 a$ N' X- c8 [ литер, стоящих в очередях за смыслом.# B& H. S- c o7 s6 g, _1 b
Ты озаряешь шкаф, стенку, сатира в нише
0 J/ K% h+ c& n8 L& p: v: P -- бо'льшую площадь, чем покрывает почерк!
3 g% l2 p$ m% A$ [1 f Да и копоть твоя воспаряет выше% l* k$ y. N7 ^; B7 l
помыслов автора этих строчек.# N, z' M5 C; U3 Q6 k
Впрочем, в ихнем ряду ты обретаешь имя;
* T- M! i+ D9 Z% ~/ | вечным пером, в память твоих субтильных3 n- l1 d4 V- W3 h9 j
запятых, на исходе тысячелетья в Риме
! B7 v$ Z0 z& | я вывожу слова "факел", "фитиль", "светильник",
2 g4 ^. G6 |! r& }) z+ N- H ~ а не точку -- и комната выглядит как в начале.# E; z8 l) r. Y
(Сочиняя, перо мало что сочинило).
- e+ `0 l. |) Q8 Z2 t О, сколько света дают ночами9 O) N$ Q V' \. R/ r5 R, h7 A
сливающиеся с темнотой чернила!
+ W z, ~8 A [& N8 I L+ ?
7 L8 G3 L% e- E! p; }0 p IX
/ P2 Y0 }/ q) g" b* q* E1 H5 C2 o
0 i6 T7 T, B# O Скорлупа куполов, позвоночники колоколен.
' l) @$ `6 q8 o. h* f Колоннады, раскинувшей члены, покой и нега.
/ Y4 X) `. ~5 \ Ястреб над головой, как квадратный корень' y& L! [. c; N( x
из бездонного, как до молитвы, неба.! U+ _4 I$ A6 L
Свет пожинает больше, чем он посеял:
v& w1 { q' t1 G0 V3 X5 a тело способно скрыться, но тень не спрячешь.
+ \7 u1 |: d5 ? v- ` В этих широтах все окна глядят на Север,
0 C/ U! W, C7 M где пьешь тем больше, чем меньше значишь.
3 D. j1 v- R- w Север! в огромный айсберг вмерзшее пианино,
7 G! |0 R% M7 ?( H! V6 F мелкая оспа кварца в гранитной вазе,* T, |9 `2 G8 u9 @* \/ t. t1 P
не способная взгляда остановить равнина,7 r8 j5 I0 o# y) b0 U6 i
десять бегущих пальцев милого Ашкенази.
/ e0 E) O0 V$ d. V; ^ Больше туда не выдвигать кордона.: G* I |2 R! B) j4 r q! h
Только буквы в когорты строит перо на Юге.
& e$ Q6 F/ n. ^, M& d5 K И золотистая бровь, как закат на карнизе дома,
% [& g+ L) y' Z3 d3 h7 p% R! n поднимается вверх, и темнеют глаза подруги.! {; k/ Q) `: K
, v! q$ ~. v" q: J/ i( i% h9 C X
0 y8 \3 f) l9 \( D9 H0 g; o" p" f8 M3 N) e! |
Частная жизнь. Рваные мысли, страхи.
4 W' @3 G" `2 z0 l+ t Ватное одеяло бесформенней, чем Европа.
( E% E2 \& I, \ С помощью мятой куртки и голубой рубахи( P4 q. b( B& b! v
что-то еще отражается в зеркале гардероба.
n" n9 F9 {$ x2 U# o Выпьем чаю, лицо, чтобы раздвинуть губы.
3 x8 v" s2 _# W) R/ s | Воздух обложен комнатой, как оброком.
6 z( h/ y+ L* w Сойки, вспорхнув, покидают купы' x* c" n; I; p; x
пиний -- от брошенного ненароком
K8 A- s( G" a b$ L1 d$ F взгляда в окно. Рим, человек, бумага;
# @" I: A) F, U$ V$ P* P хвост дописанной буквы -- точно мелькнула крыса.
& ^0 H4 H8 ]. ^, Y3 \2 K# Q Так уменьшаются вещи в их перспективе, благо
6 h+ M$ q3 |: D# j0 c тут она безупречна. Так на льду Танаиса
8 M1 r1 O! Q! U6 s2 t) A" g9 _/ B* E пропадая из виду, дрожа всем телом,+ J" S# z8 x: h" ?
высохшим лавром прикрывши темя,
- J& m5 @5 k$ N' `2 P бредут в лежащее за пределом1 ]& E, B5 ~$ c P& }5 E4 r" D' ?- i# j
всякой великой державы время." T; l# ?7 D7 w
7 _3 V5 m% u: \8 f
XI
. c: e4 Q' ^/ @
- m, e! P. k3 A4 E# }6 L Лесбия, Юлия, Цинтия, Ливия, Микелина.
: r( a& v% }" D# c Бюст, причинное место, бедра, колечки ворса.& l2 X: N- y( r! ~
Обожженная небом, мягкая в пальцах глина --% Y2 r: ]6 Z, d
плоть, принявшая вечность как анонимность торса.
8 M$ M) x) A; c _, O) }0 P Вы -- источник бессмертья: знавшие вас нагими' x3 B* C, p0 x
сами стали катуллом, статуями, трояном,
6 @9 d3 [+ A* o; o" j { августом и другими. Временные богини!( U+ r/ \$ M! l/ d, Z" g: Q& e
Вам приятнее верить, нежели постоянным.
5 `0 X& V! [2 l8 |1 T Слався, круглый живот, лядвие с нежной кожей!% D% x1 U$ F! G
Белый на белом, как мечта Казимира,! b; Z1 v+ } P. e9 `# ^; W) q
летним вечером я, самый смертный прохожий,( |# W% W- K1 E9 B# \
среди развалин, торчаших как ребра мира,2 y# S0 }; _* |" ?' U- P- f
нетерпеливым ртом пью вино из ключицы;- @* ~# g3 w2 {8 q$ O
небо бледней щеки с золотистой мушкой.) }- K( A7 z; q1 j/ n
И купала смотрят вверх, как сосцы волчицы,# a( e4 P& G; K; R) S- t! d
накормившей Рема и Ромула и уснувшей.
+ F# c/ D# a. `
7 j1 ]1 Z) Q0 G% A( B( G XII
# V- g7 r3 I' r4 h" t; Z% V, _' _
Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: я
- M0 C& ~3 f g3 K' C8 s1 o7 Q% G, \" O благодарен за все; за куриный хрящик, C9 t0 `3 `: }
и за стрекот ножниц, уже кроящих7 z! Q, }3 K4 e+ v- v
мне пустоту, раз она -- Твоя.( Z" I# c# u. c: r; E
Ничего, что черна. Ничего, что в ней' @' q. c2 I" U: l: y' H5 l# [
ни руки, ни лица, ни его овала.$ j5 y }9 f/ m8 b1 F! Q
Чем незримей вещь, тем оно верней,
+ T( j+ Q1 j. w что она когда-то существовала# |! O6 e: e8 v& [; z6 c- j- E& f
на земле, и тем больше она -- везде.
. P3 O2 Q6 O6 q5 j7 u5 m- L1 ^ Ты был первым, с кем это случилось, правда?
0 D p2 M7 r4 Z4 l3 d6 ?# e Только то и держится на гвозде,1 o1 h# E6 T( v! a' d6 |
что не делится без остатка на два.
! ^7 `/ Y. Z p4 g5 Y; M' D f Я был в Риме. Был залит светом. Так,
8 S$ h/ g0 ?* O9 I7 w& \# c: s как только может мечтать обломок!, h8 z8 D4 \8 \1 f
На сетчатке моей -- золотой пятак.
) ?# @6 [. Q& l( W7 K Хватит на всю длину потемок. |
|