People&Countries

Болгария

 

форум
объявления
блоги
города
продается авто
страховка для ВНЖ

Португалия

 

форум
новости
статьи
города
эмиграция

компании

Италия

 

форум
новости
объявления
блоги
статьи
фото

Все страны

 

Германия
США
Франция
Чехия
Россия
Украина

Просм.: 1816|Ответить: 5

[О духовном] Как понимать, читая, восточную поэзию и прозу?

Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
3.8.2019

Старожил форума

  • Поблагодарили 680 раз
  • Поблагодарил 386 раз
Опубликовано 28.11.2014 17:25:58 Показать все сообщения
http://www.e-samarkand.narod.ru/Omar.htm
! x( m6 S+ M/ O* A$ f  l6 \' k
6 n3 \" O# u+ ]7 u" a' t...Великий поэт писал: "Я спрятал свою истину за семью печатями и сорока замками, чтобы злое стадо людей не использовало эту истину во имя зла". Омар Хайям перед каждым поставил зеркало в красивой рамке. И сотни лет обыватель любуется своим отражением.
( z) B/ C4 _) O, v% f% `  a
6 T/ g# r% y; U$ x5 IОмар Хайям был одним из величайших Мастеров. «Вино» у Хайяма, дорогие мои, означает «опьянение от познания истины». Каждое слово в привычном для вас значении содержит скрытый смысл и рассчитано отнюдь не на логическое мышление. Потребуется несколько десятков страниц, чтобы разъяснить значение одного предложения, написанного таким языком. Читая одну фразу, человек, мыслящий путем озарения, способен воспринять информацию, равную иногда целой библиотеке, забитой книгами от пола до потолка...
7 e5 w, M( U& G7 Q9 K0 ~" L: s$ h* S4 |( e3 E) Z
Вот, если хотите, малюсенький словарик языка тайнописи:, s8 _4 j1 x! I& f: S! a, h: R
" O+ c% R& j. Y: u
Влюбленный — это есть дервиш. ; \" o7 E8 ~* C" l; U
Принц — ученик. & p/ J0 S/ M: z/ ]: l4 W6 X
Женщина — душа спящего. 4 v8 E* h6 D/ E
Красавица — душа искателя.
6 O  ~& U* k: m  V5 T6 ]# O" M* ^Изменчивая красавица — страдания разума, которые дает душа.; ^+ W5 j. z4 c2 j$ ?3 w+ j
Пьяный — дервиш, постигший истину.
3 D8 N1 h! K* `, b7 GОпьянение — просветление.
- X0 P8 L; T) F0 DЧарка — сознание.
" m+ H& l& Q, `; ]Кабак — место, где собираются для тренировки.
2 W6 o1 e; ^; z% _( z3 P. GКувшин — ум.- a0 ?8 P0 ^& N! F3 ]* i4 h
Осколок от кувшина — частичка опыта ушедших мастеров.4 S& |; ]' s7 T0 E1 ?* m! {
Виночерпий — дающий вино истины, то есть одно из обозначений Всевышнего.
5 S1 G4 j! R# p" hСад — процесс тренировки. ' A8 a1 _: f7 ?0 y- [
Дерево — мастер без учеников.
+ Z5 B- O. W2 t. W' l$ H, H- e7 xДерево плодоносящее — наставник с учениками. ) h; R4 h; z+ j/ O. a- X
Гора — высший просветленный, приближенный к Высшему.$ j2 L- L. ^9 v- _) x
Холм — Наставник.
8 R7 T% e: I/ R8 m) FУтес — тот, кто был причиной начала обучения. % Z. \) Q9 P2 c
Глыба — мудрый. - _2 a2 W) j! P! h" Z# B
Камень — староста тренирующихся.
$ d' d' N* o0 y$ q9 i; O! G, {Мой Наставник однажды дал мне азбуку тайнописи и «Рубаят» Омара Хайяма и сказал: «Вот это четверостишие переведи». Начал переводить. На это у меня ушло около двух месяцев. Из одного четверостишия получилось почти 270 страниц машинописного текста. В каждом четверостишии Омара Хайяма есть внешняя форма, оболочка, для нас интереса не представляющая. Это всего лишь привлекательный переплет для взрослых детей. А по букварю тайнописи получается так: открываем первую вуаль, читаем: «Made in...», то есть откуда, где и кем изготовлено, к какой Школе относится и назначение упражнения.
8 r+ X8 _5 t4 FВторая вуаль — теоретические основы. -! p8 s0 ^6 z  O
Третья вуаль — техника безопасности, предупреждение о возможных ошибках.
( n5 x6 {8 g) }1 s- TЧетвертая вуаль — внешняя техника упражнения.9 a" c: X6 o, k* f, W& b" C; E- X
Пятая вуаль — внутренняя техника.! v6 L5 T6 `- X# ~9 w
Шестая вуаль — запуск процесса, начальная стадия упражнения.
6 n3 ^3 t/ }. HСедьмая вуаль...& I: P) J+ Z0 R7 f( {9 a- O

6 W2 Q* [* C6 c$ N( o' I! |0 ~И в результате получаем целый трактат, И если этот текст показать какому-нибудь современному любителю дотошных инструкций, то он тут же в обморок грохнется от зависти. Потому что перед вами будут лежать жесткие, предельно лаконичные, веками выверенные и отшлифованные указания, где, в какой последовательности, при каких обстоятельствах и что именно нужно делать, чтобы усилием воли, например, остановить течение воды. Что и как нужно тренировать, чтобы достичь такого-то и такого-то состояния..."% y( a; H- v' [9 ]: g
/ Y" k4 e) l* U5 w  H6 e

* y9 P8 r  @9 d% h! A  o% G) NЯ влюблён, осушаю я чашу до дна сегодня,
9 |: R  L- H& y6 b2 f! ^% a8 l3 QВ дом кумиров зашёл я, поклоник вина, сегодня.$ L3 z$ q. w: ~; O
Пред высоким чертогом всевышнего ныне стоя,+ N8 Q  ]* k" u. }& v  _' d
И свобода от уз бытия мне дана сегодня.
; g! e, U( X$ \9 g2 j
. w0 p& f( D. _: ?/ OТак, если под влюблённостью иметь в виду любовь к Богу, под вином - суфийскую мистическую технику, а под опьянением - экстаз от встречи с Богом, то этот рубаи является типично суфийским.6 u: b% l  y1 j7 d1 I
+ D5 |2 q/ O, d3 G2 p
7 m- s6 w: {* b, I

3 i6 f2 y" S2 U$ M7 ?"...К сожалению, большинство западных читателей воспринимают Омара как языческого поэта эротики и пьяницу, которого интересует только вино и земные удовольствия. Это характерное недоразумение имеет место и по отношению к суфизму вообще. Запад судит об Омаре, исходя из собственных представлений. Но если мы хотим понять Восток, нужно попытаться взглянуть на восточные тексты глазами людей, живущих там.
4 y& Y" [! Z" ?8 L% r; k2 B% I# Z8 x! f7 p
Для многих жителей Запада будет неожиданностью узнать, что в Персии нет споров относительно стихов Омара и их значения: автор почитается как великий религиозный поэт. Его восхваления вина и любви представляют собой классические суфийские метафоры: под вином понимается духовная радость, а любовь - восторженная преданность Богу... Омар не выставлял свое знание напоказ, а завуалировал его. Абсурдно относиться к подобному человеку как к бражнику и бездельнику, однако его глубокие стихи, кажущиеся на первый взгляд поверхностными, вводят в заблуждение" .) k- T- f1 c& F, C4 i# l
+ l7 u' |: `6 r& X. V
Чарльз Хорн 7 L  s, y4 Z5 U. J& u; w4 r' u
Предисловие к "Рубайяту" Омара Хайяма, Лондон, 1917 г.% i+ }' v$ a/ V# ^6 D
: @" w2 }, y6 S0 k* I
"...Итак, становится очевидно, что Хайям подменил в стихах философские формулы художественными образами; он же превратил их в криптограмму, применив условный язык, слова-символы, потребовавшие разгадки; и, наконец, коварное время сделало из его рубайята анаграмму, произвольно перетасовав стихи и разрушив связный ход мыслей. Лестно было бы надеяться, что с последними двумя частично удалось справиться, и уступить теперь место философам для окончательной расшифровки.
! k5 }5 ~; p$ L$ c* e/ e! A6 D" |
$ n/ s: {" i* t; [& UОднако сам же Хайям учит, что Истина недостижима. И, внимая его предостережению, прекрасно осознаю: едва ли я был прав во всех своих выводах и догадках, когда пытался разгадать его рубайят; может быть, и все выводы в целом - всего лишь прекрасная иллюзия. Но хотелось бы верить, что какие-то крупицы истины в этой работе есть, и что она хоть немного поможет постичь непостижимое - поэзию Хайяма...
3 S/ w; r, X# p! e) Z+ o3 `/ H; o, X7 f+ B1 V) M/ k7 @6 m) J& }/ U
...Пусть только не пугается читатель, что теперь чтение стихов Хайяма вместо наслаждения искусством превратится для него в разгадку ребуса.9 d; {5 L1 Z$ F0 |! }

/ j) G+ U, {) ~& A% o) i$ j3 c' ~Во-первых, Хайям далеко не всегда углубляется в дебри иносказаний; есть у него и прелестная откровенная лирика, и дивные стихи о природе, и обыкновенные жалобы на жизнь, и непринужденные шутки и каламбуры, и таких стихов много.( ?; z& m6 s, X
* o9 c: b( r' y( `( B
Во-вторых, мудрость, наверно, тем и отличается от умной и точной мысли, что мысль легко сломать, чуть-чуть переиначив, и превратить в глупость или трюизм, но мудрость - пластична, и даже при вольном ее пересказе, даже многое не поняв, мы почувствуем ее глубокое дыхание. Выказанная кем-то мысль дарит нам мысль; но изреченная мудрость обогащает нас целым клубком сцепленных между собою мыслей, и сколько ни разматывай этот клубок, конца им не видно. Читателю будет чем насладиться.
% ]! t5 a  G" k& b' M, b7 [4 }0 }6 k) e% R) j3 \/ I
В-третьих, иносказания и глубинные пласты смысла - в традициях восточной поэзии. И эти традиции требуют, чтобы и внешний, поверхностный смысл был поэтичен, чтобы читатель получал удовольствие, даже не вчитываясь в глубину; Хайям владеет этим искусством безупречно. Но если читатель разглядит и второй пласт смысла, удовольствие его удесятерится; если же различит и третий пласт... "
$ b8 ~* N: }" f
6 m* n/ h8 q" |Игорь Голубев
- K- j% Q+ Z4 d; g2 u) HТайнопись Омара Хайяма: Размышления переводчика.

Это нравится...

irina77(5.2.2017 00:55)  
Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
3.8.2019

Старожил форума

  • Поблагодарили 680 раз
  • Поблагодарил 386 раз
 Автор| Опубликовано 28.11.2014 17:27:19 Показать все сообщения

Re: Как понимать, читая, восточную поэзию?

[youtube]UGVAb5EHRMM[/youtube]
Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
3.8.2019

Старожил форума

  • Поблагодарили 680 раз
  • Поблагодарил 386 раз
 Автор| Опубликовано 28.11.2014 17:37:33 Показать все сообщения

Re: Как понимать, читая, восточную поэзию и прозу?

Как-то раз, Ходжа, проходил мимо глубокого арыка и увидел толпу людей. «Что случилось?»- спросил Ходжа у зеваки. «Меняла упал в арык и тонет»- ответил зевака. Несколько человек из толпы протягивали руки для помощи меняле и кричали при этом: «Давай, давай руку . Мы вытащим тебя!» Меняла молча тонул. «Вы делаете не правильно! Это же меняла. Он не привык давать, он привык брать!»- воскликнул Ходжа и протянул руку меняле с возгласом «На! Возьми!» Меняла тут же схватил руку Ходжы и был спасен.

Это нравится...

irina77(5.2.2017 00:55)  
Amma
Посты
1159
Город
Милан
Откуда
С нами с
19.12.2012
Был(а)
17.5.2018

Старожил форума

  • Поблагодарили 1 раз
  • Поблагодарил 28 раз
Опубликовано 30.11.2014 14:34:38 Показать все сообщения

Re: Как понимать, читая, восточную поэзию и прозу?

замечательная тема. спасибо Nailya.
Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
3.8.2019

Старожил форума

  • Поблагодарили 680 раз
  • Поблагодарил 386 раз
 Автор| Опубликовано 1.2.2017 16:37:10 Показать все сообщения
Ирина
Посты
1078
Откуда
Молдова Молдова
С нами с
20.10.2012
Был(а)
23.7.2018

Старожил форума

  • Поблагодарили 217 раз
  • Поблагодарил 219 раз
Опубликовано 5.2.2017 01:12:47 Показать все сообщения
рсток-дело тонкое... очень люблю все,что связано с востоком.Омар Хайям великий поэт...все окутано таинством,волшебством,мудростью.в детстве любила читать
# P, }$ q4 B8 A" U1 g6 Dистории про Ходжу Насреддина.мне кажется что если есть место где можно найти умиротворение души,только на востоке,не правда ли...?




GMT+3, 23.8.2019 22:49 , Processed in 0.634869 second(s), 78 queries , Gzip On.

Вернуться к началу