- L'alba
- Посты
- 4427
- Город
- Модена
- Откуда
- С нами с
- 5.10.2012
- Был(а)
- 29.5.2016
|
4 марта 1992 года не стало Евгения Евстигнеева. Любимый артист умер в возрасте 65 лет.
( }! J; f S7 B LЕвстигнеев стал известен сначала своими театральными ролями. Переиграв с десяток второстепенных ролей во Владимирском областном драмтеатре имени Луначарского и столько же в столичном "Современнике", молодой актер в 1960 году, наконец-то, получил первую заглавную роль, сыграв короля в пьесе Евгения Шварца "Голый король". Зрители сразу же запомнили самобытного артиста. Но по-настоящему проснулся знаменитым Евстигнеев после роли начальника пионерлагеря Дынина в первой полнометражной картине Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен".4 j2 X% {2 s- E' v2 P6 ^
И для актера, и для режиссера это были первые главные работы в кино.* D2 _4 ~- _9 z( ]. ^# l
3 k7 J- t$ p, l0 \Сегодня вспоминаем как снималась эта детская комедия с глубоким социальным и политическим подтекстом./ @8 t: l- g4 |, w; n
5 {7 D5 Y: Z; q: u3 ~
Вообще-то, это была дипломная работа Элема Климова. "Меня, студента, пригласили на "Мосфильм" и два объединения готовы были заниматься этой картиной, - писал в своих воспоминаниях выдающийся режиссер, автор таких ярких лент, как "Агония", "Прощание", "Иди и смотри". - Первый конфликт возник из-за ректора ВГИКа Грошева. Он вцепился мертвой хваткой в сценарий Лунгина и Нусинова: "Не будет такую вредную картину снимать наш студент!". Без устали ходил, писал, звонил: в ЦК, Госкино и еще куда надо. Столько энергии, сил потратил… Но дело, все же, двигалось к съемкам"' Y1 [! ~, @8 t% N8 [- W
2 J: p! l" P3 w6 T! J4 o
Фильм все время висел под угрозой закрытия, поэтому снимали его в бешеном темпе", - рассказывал режиссер. Каждые три дня он самолично интересовался у директора ленты: "Сколько денег мы уже потратили?". Услышав цифру, Климов обычно качал головой: "Надо больше тратить, чтобы нас труднее было закрыть!". "Сдавать картину я должен был 15 мая 64-го года. А мы завершили работу в предновогодние дни… на полгода раньше", - замечал он.) \# N3 ~2 t- r$ w2 Q2 f
' \3 n s$ g* D. P! ~( ^# ` S
Съемки проходили в пионерлагере ЦК ВЛКСМ "Орленок" в окрестностях Туапсе, а также в пионерском лагере, принадлежавшем тресту "Воркутауголь" (микрорайон Алексин-Бор города Алексин Тульской области). В 70- е годы ХХ века лагерь перестроили, и от его прежнего вида ничего не сохранилось. А "Орленок" стал всероссийским детским центром. И по-прежнему каждый сезон встречает тысячи юных россиян.1 t( H# ~( {9 b3 {$ K, J* U+ }
$ r5 B; N7 i5 u( W# WВ роли директора лагеря Дынина Элем Климов, как он сам признавался, видел только Евгения Евстигнеева. "В те годы я дневал и ночевал в "Современнике", смотрел не только все спектакли - все репетиции, - рассказывал режиссер. - А в дарование Евстигнеева просто был влюблен. Тогда в кино он еще почти не снимался. Мне говорят: "Евстигнеева - ни в коем случае". Начали предлагать характерных актеров с глупыми рожами - ясно, так можно характер Дынина укоротить до размеров дурака. Что с дурака взять? Ведь не я один ходил в "Современник". Всем было очевидно: Евстигнеев привнесет в фильм социальную тему. В общем, приказывают: "Кто угодно, только не он". "Ну, тогда, кто угодно, только не я", - отвечаю. И ухожу. Похоже, моя наглость обескуражила… Согласились… Мне хотелось не столько обвинять, сколько защитить детей, которых так нелепо оболванивали. Помните транспарант, мелькающий на протяжении всей картины - "Дети - хозяева лагеря!". Мы все жили под транспарантами "Мы - хозяева своей страны!" Но как не были ими, так и не стали..."% @# r2 t& Q# B1 `: p
' s8 N( k4 y$ W2 p! M
На главную детскую роль - Кости Иночкина - пригласили Витю Косых (впоследствии у него была только одна запоминающаяся роль Даньки в киноэпопее "Неуловимые мстители"). Климов считал себя знатоком детской психологии: "В работе с детьми нельзя сюсюкать, - говорил он. - Взрослые всегда ощущают себя педагогами, а детей видят недоумками. Но ребята, как и взрослые, бывают талантливые и не очень… Главное для режиссера - распознать, учуять органику. И вот так я напрактиковался, что уже через улицу видел: талантлив ребенок или нет". Витя Косых учился в школе, которая находилась по-соседству с "Мосфильмом". Однажды в класс, где учился Витя, пришли взрослые из "Мосфильма" и спросили: "Кто умеет плавать?". Ребята сообразили: тех, кто умеет плавать, снимут с уроков. И все дружно подняли руки, в том числе и Витя, хотя плавать он не умел. Всех добровольцев (20 ребят) привезли на киностудию. Элем Климов попросил каждого прочитать басню или стихотворение. Виктор Косых впоследствии вспоминал, что читал он с выражением, как в школе учили. Но, кажется, не очень хорошо. Однако Климову понравился именно он. "Потому что не фальшивил", - пояснил режиссер.3 ^" }+ K7 F$ x
5 ]- z q) D7 M9 QПравда, сначала Витю утвердили на роль Марата - друга Кости. Вите это очень не понравилось, ведь, по сценарию, ребятам приходилось прыгать в крапиву, чтобы симулировать болезнь и отменить Родительский день. Поэтому, когда ему все-таки досталась главная роль, он очень этому радовался' V+ c( S, u# Z8 c; P( v; B+ ~
% M9 g% W% t$ f3 }- eНо испытания на долю Вити и Славы Царева, который играл парня с запоминающейся фразой: "А что это вы здесь делаете?", все-таки выпали. Чтобы снять финальные сцены, где ребята летят над речкой, их подвесили на тонкой веревке к самому куполу павильона "Мосфильма". Для безопасности пропустили еще две стальные нити, которые впивались в тело. Ребята даже порывались сбежать. А еще Вите 27 раз пришлось съесть кастрюлю рассольника. Причем, с жадностью и аппетитом. После этого маленький актер надолго возненавидел суп.
& X( y# Y1 z* ?; Z. O$ p4 O5 }
' L! ?3 ]' E8 `) [Кстати, роль для Славы Царева в первоначальном сценарии не предусматривалась. Появилась она, благодаря случаю. "Как-то мы с Ларисой (Лариса Шепитько - кинорежиссер, жена Элема Климова) побывали на очередном детском празднике во Дворце пионеров на Ленинских горах, - вспоминал режиссер. - Возвращались домой в полупустом троллейбусе. Вот сижу я на заднем сиденье, а передо мной едут… два уха. Буквально. Больше ничто не бросается в глаза. Начинаю всматриваться: а уши-то заподлицо забиты песком. На "Мосфильмовской" уши выходят. Я - за ними, кричу вдогонку: "Мальчик, мальчик!". А он не слышит. Уши-то забиты. Видать, только что с купанья. Стучу по плечу. Оборачивается. Черная майка растянута до пупа, лицо… Такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить. Думаю: ну раз нет такого персонажа в фильме - надо его придумать. Вот в сценарии и возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий: "А чего это вы тут делаете?". В сценарии мы его назвали "Мальчик с профилем Гоголя". А сыграл его Слава Царев". Парень этот оказался курящим. "Однажды прихожу со съемок в гостиницу - уставший, весь в пыли, - продолжал Климов вспоминать. - Тут - стук в дверь. Заглядывает Витя Косых: "Элем Германович, а Гоголь - курит…". "Где?" "В туалете". "Давай его сюда, быстро". Приходит Гоголь. Перепуганный. С еще более вытянутым лицом. С плотно сжатыми губами. "Ну что, Слава, курил?". Мычит. "Как же ты можешь, Слава…" Мычит… Тут и Лариса, заинтригованная, откладывает книгу. В этот момент Гоголь начинает оправдываться, и комнату заполняют мыльные пузыри. Он со страху продолжает что-то говорить, а комната практически вся покрывается белыми пузырями. Оказывается, он, чтобы запах отбить, наелся зубной пасты. Шепитько хохочет до слез. Я едва сдерживаюсь - усталость как рукой сняло".! \, I9 W0 M( x' b
# T& x1 p& l& k; P( m \
На дебютную картину сразу же навесили ярлыки: антисоветская и антихрущевская. "Тогда я впервые слово "антисоветская" и услышал, - рассказывал Элем Климов. - Что же касается Хрущева, сначала я думал, что нас обвиняют из-за темы кукурузы, проскальзывающей в картине. Оказывается, все еще хуже. Причиной обвинений стал эпизод с воображаемыми похоронами бабушки. Над процессией несут ее увеличенный портрет. Так вот, при фотоувеличении становятся видны редкие волосы бабушки. Тут строгие цензоры Госкино и поймали нас: "Это они Хрущева хоронят". Так я вплотную столкнулся с системой цензуры и подавления. Идиотской и жестокой. Фильм не принимали никак". Тогда только вмешательство Сергея Герасимова, который в то время был практически главной фигурой во ВГИКе, спасло ситуацию. По его настоянию фильм отослали на дачу Хрущеву (в моде у партийных лидеров был просмотр новых картин в часы отдыха за городом). Генсек посмотрел и резюмировал: "А чего вы его держите? Пусть идет! Это смешно!".
^% W4 ~9 w/ F6 h5 L% v8 y4 z* _ T4 c3 N( g" j! v w+ g% Q3 a& }
Фильм Климова вышел на экраны 9 октября 1964 года, а "Постановление Пленума ЦК КПСС о снятии Н. С. Хрущева" было принято 14 октября 1964 года. Поэтому, несмотря на разрешительное удостоверение, фильм показывали только на утренних сеансах.
6 p- _0 ~; R# _- z5 g. p* ?
0 G4 Z& Y* m5 j! n% AЛюбопытно, но Элем Климов, снявший фильм о буднях пионерлагеря, никогда в жизни сам там не отдыхал. "Так что фильм - моя фантазия, - говорил он. - Но в пионерах был, и галстук со специальной закрепкой носил. И когда меня в 14 лет приняли в комсомол (было это в послевоенном Сталинграде), не мог идти домой, меня колотило от волнения. Тогда думал - взлечу. Вот какими мы были…"' s2 }6 T* t+ l. @" W
Крылатые фразы из фильма:; x# w4 F6 n2 z
9 P/ P; K/ i6 i( R5 x"А че это вы здесь делаете?"
# w4 u7 w1 L) F0 y2 }5 p& e8 g) J- h( _3 k; j; q, t) E6 v. B
"Бодры надо говорить бодрее, а веселы - как? - Веселее". K3 a: o) H0 Z Y
5 G0 P! b+ q) N# T
"Главное - на суп налегай: в жидкости вся сила".
( W: c4 O7 \! ] o& B% B( z$ u A: |- u
"Голова пролезет - все пролезет"." S# m; `+ [# T: B
% P; b: v2 V. y. I H, ?( t"Когда я ем, я глух и нем!"
/ Q; E* O0 w' F! C
6 a7 U3 ]. b7 O1 }8 `* dИсточник: "Российская Газета" |
|