People&Countries

Болгария

 

форум
объявления
блоги
города
пляжи
страховка для ВНЖ

Португалия

 

форум
новости
статьи
города
эмиграция

компании

Италия

 

форум
новости
объявления
блоги
статьи
фото

Все страны

 

Германия
США
Франция
Чехия
Россия
Украина

Просм.: 1568|Ответить: 1
Печать Назад Вперед

[Возвышенное] Слушаем и понимаем симфонию

Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
24.2.2020

Старожил форума

1#
Опубликовано 25.3.2017 16:58:56 |по убыванию
"Когда Алексей Сканави играет на фортепьяно – кажется, что у него не две руки, а где-то шесть-восемь. Когда он говорит о музыке – кажется, что и голова у него далеко не одна, но сколько бы их ни было – все они до краев наполнены рондо Моцарта, ноктюрнами Шопена, вальсами Штрауса и регтаймами Джоплина.
* o& @3 m9 C& p
[size=13.3333px]Алексей – далеко не ортодокс от классики, он легко порхает и в современной музыке, и в джазе, и в салонно-камерном репертуаре. При этом о любых фактах из истории музыки умеет рассказать так, словно сам при этом присутствовал. Ну, или, как минимум, подглядывал из-за портьеры. Сам себя он называет «хороший человек широкого профиля».
7 |% S2 n; r" x/ x. Q) Thttp://www.silver.ru/leading/skanavi_aleksey/6 G, _: j6 r4 y8 e! x0 h* l$ E0 h

2 ]% B2 S6 g! jРадиопрограмма: : N0 R3 L* h% F9 s
Рандеву с дилетантом на радио "Орфей"

2 }' Q, |% j: b8 LВ гостях у Владимира Молчанова Алексей Сканави3 T$ ?) L, `" u% q8 b
! F0 u( l) l$ ^( X
Алексей Сканави[size=13.3333px]: «Своей основной миссией я считаю то, чтобы научить слушать музыку людей, которые пока еще не умеют этого делать.Потому что классическая музыка, помимо того, что это искусство, это еще и культура в своем концентрированном выражении, показатель высокого качества жизни и неисчерпаемый источник удовольствия. Но получать это удовольствие возможно только в том случае, если понимаешь, что это такое…»
' Z/ M$ ~: Q! D* }$ ~
$ P/ ?$ @* v% ~
5 v- d. ]8 s) y% ^5 s# ^ ; r8 x- F/ N- J; N+ z: n9 e
- o# x0 u5 a! ?
ИДЕМ НА КОНЦЕРТ, H+ @& o" F& {1 c

. m7 t# P( v5 c: k) U+ |6 c[size=13.3333px]Стандартный симфонический концерт состоит из увертюры и концерта для какого-нибудь инструмента (чаще всего для фортепиано или скрипки) с оркестром в первом отделении и собственно самой симфонии — во втором. Чаще всего исполняют либо увертюры из известных театральных произведений, либо имеющие собственный сюжет, который позволяет воспринимать музыку даже совсем неподготовленным слушателям — на внемузыкальном смысловом уровне. Инструментальные концерты композиторы пишут также в расчете на восприятие массового слушателя. С симфонией все кажется гораздо сложнее, но это только на первый взгляд.
# f- q2 Y) F! @7 Z% }" T4 J! V( L& p6 T1 j% T) `1 q
[size=13.3333px]Первые симфонии в том виде, к которому мы привыкли, появились во времена Йозефа Гайдна и во многом благодаря именно ему. Само слово «симфония», конечно, существовало задолго до композитора: оно в переводе с греческого означало «совместное [стройное] звучание» и служило для обозначения самых разных музыкальных форм и жанров. Но именно в творчестве Гайдна, первого из венских классиков — симфония стала тем, чем она является сейчас.
( h/ q: s, @+ w8 V7 y2 C
0 P9 ]9 m+ E" ~  C0 O; V4 y[size=13.3333px]Почти все симфонии строятся по одной и той же схеме и, фактически, рассказывают один и тот же по типу сюжет. Схему эту принято называть сонатно-симфоническим циклом, он состоит из четырех самостоятельных музыкальных частей. Эти отдельные музыкальные произведения в буквальном смысле выстраиваются, подобно архитектурным сооружениям, в соответствии с вполне конкретными и точными математическими закономерностями. Именно эти законы имел в виду герой пушкинского произведения Сальери, когда говорил, что он «поверил алгеброй гармонию».3 |+ T* z  C, z0 W) G+ X2 H9 b

7 X: x& E- [8 t4 DИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СИМФОНИЯ: x$ N$ m, h* w$ o1 }& S

6 w* [' ^0 ^/ T; Y( ]* pПервую часть симфонии[size=13.3333px] еще иногда называют «сонатным аллегро», так как она пишется в сонатной форме и идет, как правило, в быстром темпе. Сюжет сонатной формы составляют три крупных раздела — экспозиция, разработка и реприза.$ Z$ K5 X/ j' S* A; |/ q

0 L  T* w% D+ X3 o! R1 xЙозеф Гайдн
9 P  H6 c! J! Z& U& ~$ oСимфония № 101 ре мажор «Часы»
* @5 T) v8 c  ^
I.Adagio presto 1 k. |, W2 M7 v# O% i
- g5 I) `9 I+ a% w
$ V5 g' v- S* A' l

5 ~! E6 L2 x2 h  S) G9 z1 n[size=13.3333px]В экспозиции последовательно звучат две контрастные темы: главная партия — как правило, более активная, и побочная партия — часто более лирическая. В разработке эти темы переплетаются и взаимодействуют друг с другом каким-либо образом на усмотрение композитора. А реприза подводит итог этого взаимодействия: в ней главная партия звучит в своем первоначальном виде, а побочная изменяется под влиянием главной. Например, если в экспозиции она была лирической, то в репризе становится трагической (если симфония написана в миноре) или, наоборот, героической (для мажорной симфонии).
0 h" z7 ~: k1 w: S3 H
- Q  x/ X1 `1 e8 v' ]% nСергей Иванович Танеев
. x' L  n7 d6 ZСимфония No. 4 до минор, соч. 12
  n- |* Q, X% `% N% n3 q
I. Allegro molto0 T+ M2 i$ a0 z! ^
) n. G2 Z4 N( t! F2 D* d* D
, ]6 m) r5 g* I- i& W; ?% e
% ~  i8 ~' ]1 y3 q- K! h; o
[size=13.3333px]Главной интригой симфонии остается то, как именно композитор развивает типовой сюжет. А в уже знакомом сочинении можно обратить особое внимание на интерпретацию музыки тем или иным дирижером — это сродни просмотру новой экранизации известного романа.
' k( V' w7 S  x0 y1 v  {" _
+ }' p! W. B. `
3 f& w' Q' ^! qВторая часть симфонии[size=13.3333px] — медленная, медитативного характера. Она представляет собой осмысление драматических перипетий первой части — как отдых после бури или как необходимое, но медленное выздоровление после тяжелой лихорадки.
- g" t) d6 I/ h  |6 B+ ?: \6 s: I  U( q, V
Йозеф Гайдн
$ U, D) J* V7 ?1 x& ]6 W4 IСимфония № 101 ре мажор «Часы»

2 ^- b% k  W: ~8 m3 k( YII. Andante
$ i: ?& X( r* w/ K% A2 d$ P! t4 E( n: Q- Q2 b: k" p0 b# c! S- L

8 b2 D4 d5 {, S1 ^
1 \; W  l6 c. N$ E! v1 N0 t7 N* hСергей Иванович Танеев2 a9 Q* {- s- k. v' ^4 D1 g8 g
Симфония No. 4 до минор, соч. 12

( `6 k5 I. n: ?. _  mII. Adagio 4 t; o# @4 i( |$ q7 @' c

9 I; O9 D7 N2 b+ K$ h( f& t4 @2 t# K- C( z
" y. b. b* h( e
Третья часть[size=13.3333px] приводит внутренний конфликт симфонии к разрешению посредством внешнего движения. Именно поэтому композиторы XVIII века традиционно писали ее в трехдольном ритме популярного тогда танца менуэта. Форма менуэта была традиционно трехчастной, третий раздел которой буквально повторял первый по схеме «А — В — А». Этот повтор иногда даже не выписывали нотами, а после второго раздела просто писали «da capo»: это означало, что нужно играть с начала весь первый раздел.# q# a5 C$ C0 g" \2 g
$ P3 U% d9 g) X5 q6 d
Йозеф Гайдн
) p( X& l3 E7 i$ D% L& h: [- XСимфония № 101 ре мажор «Часы»

3 H  k/ V  W* d# _- uIII. Menuetto, Allegretto
- P3 |  c& K6 u; i+ a" ~7 }. D9 f2 ^+ x4 @1 Y% ?
  b# Q! I/ R8 ], m/ f- L; I0 ~8 e

* ?9 u- w/ }: C+ E1 b% l[size=13.3333px]Со времен Людвига ван Бетховена менуэт стали порой заменять быстрым и оживленным скерцо (в переводе с итальянского — «шутка»), но и в этих случаях третья часть стандартной симфонии сохраняла часто трехдольный ритм и обязательную трехчастную форму «da capo».# Y, Y1 h# R( h! F
/ J3 W: |. {% M& E1 c
Сергей Иванович Танеев9 h" u$ ]  b* G, G0 I3 d! \
Симфония No. 4 до минор, соч. 12
4 R: t- l' }/ y
III. Scherzo - Vivace 3 M: S3 p" g0 ?) r9 a) W
. m' Z7 t2 R, E6 z1 z* e
  ^. O. h* s- N! i8 ]' x
, Z' c$ d" d! \" H8 N. g
[size=13.3333px]И наконец, стремительная четвертая часть или финал симфонии[size=13.3333px] эмоционально и по смыслу возвращает слушателя в «круговорот жизни». Этому способствует музыкальная форма рондо (от французского rondeau — «круг»), в которой чаще всего написаны финалы классических симфоний.
3 j- _$ N" }/ N1 T2 M+ L; O8 o9 \
3 T2 m9 J6 H! e& ?; z# LЙозеф Гайдн
+ m0 N; s% b" L3 \" @Симфония № 101 ре мажор «Часы»
! G4 m# R- n; I. \
IV. Finale, Vivace' K: D1 i% M, }" {8 d

  e8 S9 x5 J' X# Y5 K1 a, H; N) r5 q) y9 `. G( @; s: q9 A) j0 m: K

! W/ {4 S% E- W" d5 t# @Сергей Иванович Танеев
% i( a6 x' K7 h, v. h' z5 bСимфония No. 4 до минор, соч. 12
/ o/ L/ Z0 Z' z: i
IV. Finale -Allegro energico2 `" A& V1 I2 t8 a: x5 b- v
' @5 u7 B) a$ _& e" D: D
$ ?3 v+ a+ h7 w
6 _5 e* B# G9 P) b" Q
[size=13.3333px]Принцип рондо основан на периодических возвращениях, как бы по кругу, основной темы (рефрена), перемежающейся другими музыкальными фрагментами (эпизодами). Форма рондо — одна из самых стройных и позитивных, и именно она способствует жизнеутверждающему характеру симфонии в целом.
7 C( c2 C$ t3 r/ o2 r$ Z  |5 D- x2 B# j


0 T. _, c" Z3 R  {1 `Сергей Танеев
  P% m& g1 Z+ P2 nSymphony No. 4 in C minor, Op. 120 \) l0 p  e% p+ @( q

) N& h% U- Z$ x) C- u3 H
: U: P2 R, k1 B* D( ^. ~, d' {* G! G: d* _3 j# s
% @: u% H4 a( y- e# A
I. Allegro molto (0:00)
% A; _. H: w" x* gII. Adagio (11:44)
' ]* d8 i; y0 }III. Scherzo. Vivace (25:32)
5 m6 @( X) V# M% n4 R$ b) VIV. Finale. Allegro energico - Molto maestoso (31:29)
Йозеф Гайдн
8 D6 J, Q, u. b8 P/ K+ dSymphony No.101 in D major * Z# e; D$ J: U. w" d% J

3 i1 E$ t/ I$ H2 V; h 9 S) n7 }4 \. g
/ I. O+ }" E; w- [; N
% V0 c0 O8 l% u6 H8 j
I. Adagio - Presto (0:00)
) F( E  ~) }) s4 lII. Andante (08:11)
+ X( X6 q$ L7 @1 g! }1 V  g& [III. Menuet: Allegretto (15:43)
# r+ N! @% L5 MIV. Finale, Vivace (22:29)

7 |( i4 v# {7 D

5 E# T3 C; P; `" c( u9 j3 U3 CНЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ
, R4 d: B( Q" `$ j) l5 H; v9 s6 W- B8 l9 a8 z$ R7 Z- V
[size=13.3333px]Описанная типичная форма характерна для подавляющего большинства симфоний, созданных с конца XVII века и до наших дней. Однако нет правил без исключений.5 F( w2 z: n- w0 V5 K
; v% m  N: G, f4 w& D
[size=13.3333px]Если в симфонии что-то идет «не по плану», это всегда отражает особый замысел композитора, а не его непрофессионализм или незнание. Например, если медленная («осмысляющая») часть симфонии меняется местами с менуэтом или скерцо, как нередко бывает у композиторов-романтиков XIX века, это может означать, что автор сместил смысловой акцент всей симфонии «вовнутрь», так как именно в третьей четверти музыкального произведения находится точка «золотого сечения» и смысловая кульминация всей формы.
! {( P# A5 `& k5 t3 m8 D
0 I7 A( C- T! V[size=13.3333px]Другой пример отклонения от типовой формы — еще одна часть, добавленная «сверх плана», как в Прощальной (45-й) симфонии Йозефа Гайдна, где после традиционного быстрого финала следует медленная, пятая часть, во время исполнения которой музыканты по очереди перестают играть и покидают сцену, гася свечи, закрепленные на их пюпитрах для нот.
8 H. {( Y2 {% [
9 I7 d6 F  a& m5 z8 j; P/ s3 RЙ. Гайдн.
% W- a3 l+ f4 w0 j$ N3 nСимфония №45 "Прощальная", 5 часть
# z# j- [4 y% U# [* h2 @' x
$ d) n) ?& j2 z) ^) t

% A* @. [( i; t1 t0 R  g- Y; j2 c( B2 A* T( N5 W
"Все так же замирают одинокие скрипки"... Йозеф Гайдн
  N3 Q. ~+ \% W1 O" d; h. t4 S2 _$ v, |

. T0 e9 Q* k( p[size=13.3333px]Этим нарушением канонической формы Гайдн, будучи руководителем придворного оркестра князя Эстерхази, привлек внимание своего работодателя к тому, что музыкантам долгое время не выплачивалась зарплата и они в буквальном смысле готовы были покинуть оркестр. Князь, прекрасно знавший форму классической симфонии, понял тонкий намек, и ситуация была разрешена в пользу музыкантов. 5 F  c" Q- m: z2 H9 q& c* |8 S
+ l  v% A# O: [" d4 G/ \4 i
5 o' W2 F; D  |0 s% }* a

: n& l" A/ j6 |4 o
1 Y* F( n0 X) G$ G8 t9 ^- I
, v. l  c& B6 ]) @6 @! g& `  q) o8 WСИМФОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ) e  P' Y3 |* m9 _. _$ p
из концертного зала им.П.И.Чайковского
: g3 U2 ^. W' o: z: a7 U! K% ^' n; }все ссылки кликабельны* o0 [! E) |7 z8 j8 U* p

( N2 X1 @! r3 v: A2 q. lП. И. Чайковский
/ ]) Q5 n3 J$ T8 g3 KПолонез из оперы «Евгений Онегин»
. a  Q% _7 z, S# g  @0 wКонцерт для скрипки с оркестром2 e3 E) }* a' G& v5 E6 [
Симфония № 5
9 P6 {* b+ o0 k2 s* g! M0 |1 z* Mhttp://www.meloman.ru/concert/shedevry-russkoi-muzyki-02-12-2016/4 c! R; O& v$ K5 X5 _7 |
5 b- s( g4 U) B  ?1 N/ J0 k7 q
*****
" ?# J4 N& [/ C4 z' A  \+ H
+ x/ d* b3 A; V; y( y' HМендельсон 6 m7 K8 r% R7 O2 o2 D% `
Увертюра «Сон в летнюю ночь»
5 C  J0 |: ]0 a4 `* r" |8 E4 aУвертюра «Рюи Блаз»
2 m  N) M9 k0 N, i, P, E) t- t+ ]Концерт № 1 для фортепиано с оркестром2 m, q3 e) G7 S: G# l! ~
Симфония № 3 («Шотландская»)
8 o2 H, \( Q7 j; R! U* X7 |; G& mhttp://www.meloman.ru/concert/national-philharmonic-orchestra-of-russia-09-12-2016/) |0 ~8 q$ v: z
* M; @+ g+ s) R# w1 j" H. w
*****% P# e- j7 z$ U# W3 o9 B3 f2 I& T

8 f3 C7 Y, t- F" T0 H. f& S; c+ M! gГриг
5 S$ X8 o, f% L+ S) o«Из времен Хольберга» - сюита в старинном стиле
9 i7 j4 A1 s: @- W: Y) q6 VКонцерт для фортепиано с оркестром* S2 `% S2 X: |6 F( L/ X
# R! @3 Y: l8 D# O2 t/ H( O
Брукнер
' j5 }4 `9 s  ]% a0 nСимфония № 4 («Романтическая»)0 n- M6 Z3 R& N  l( f  r
http://www.meloman.ru/concert/rossijskij-nacionalnyj-orkestrvasilij-sinajskij/# J0 V4 ~( E% [6 D$ H' I

( u3 `4 A0 _+ `- d, }- Y*****9 i! ?. W& }8 j* h. ?5 a

, I! O9 S" \2 T' a$ I8 T( BДворжак
3 V: Y8 f" W) C6 j0 V7 zКонцертная увертюра «Карнавал»2 p- T" [, g! }; Y+ X
5 C+ o! {( B; E/ \( w
Шостакович 0 W$ B% P  D2 Z3 [( A
Концерт № 2 для виолончели с оркестром7 @3 p; Z" |) Q, H& y' a' \

& E) `" }$ Z7 h  E# HП. И. Чайковский . \$ Y- f& a: P. x
Симфония № 2
9 n: e( z8 z2 ~5 e! L8 v
http://www.meloman.ru/concert/svetlanov-symphony-orchestra-of-russia-mihail-jurowski/
0 ~' G4 y1 b# R+ t

( J* Q- J4 y; y' ~6 G, e9 V: J( }; O  x& Z; s
Источник! q( d. c: Q% ]8 a3 g
/ t& ?! b( c, {5 N5 a: C
Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
24.2.2020

Старожил форума

2#
 Автор| Опубликовано 25.3.2017 17:08:27
К сожалению, при копировании статьи не скопировались аудиовставки в т.ч. с интервью,   очень интересного разговора со Сканави, поэтому придётся интересующимся (очень рекомендую) сходить по ссылке "Источник" в конце темы.
- R' l! ^! l& k3 \) C5 i; u% Y- t6 iКстати, в предках у Сканави есть генуэзцы.) t; ^% K' [+ [+ n" I2 b' `2 D
Ответить

Жалоба





GMT+3, 26.4.2024 09:36 , Processed in 2.125952 second(s), 42 queries , Gzip On.

Вернуться к началу