- Nailya
- Посты
- 2385
- Город
- Браччано
- Откуда
- Россия Саратовская обл.
- С нами с
- 8.10.2012
- Был(а)
- 24.2.2020
|
"Когда Алексей Сканави играет на фортепьяно – кажется, что у него не две руки, а где-то шесть-восемь. Когда он говорит о музыке – кажется, что и голова у него далеко не одна, но сколько бы их ни было – все они до краев наполнены рондо Моцарта, ноктюрнами Шопена, вальсами Штрауса и регтаймами Джоплина. | * o& @3 m9 C& p
[size=13.3333px]Алексей – далеко не ортодокс от классики, он легко порхает и в современной музыке, и в джазе, и в салонно-камерном репертуаре. При этом о любых фактах из истории музыки умеет рассказать так, словно сам при этом присутствовал. Ну, или, как минимум, подглядывал из-за портьеры. Сам себя он называет «хороший человек широкого профиля».
7 |% S2 n; r" x/ x. Q) Thttp://www.silver.ru/leading/skanavi_aleksey/6 G, _: j6 r4 y8 e! x0 h* l$ E0 h
2 ]% B2 S6 g! jРадиопрограмма: : N0 R3 L* h% F9 s
Рандеву с дилетантом на радио "Орфей"
2 }' Q, |% j: b8 LВ гостях у Владимира Молчанова Алексей Сканави3 T$ ?) L, `" u% q8 b
! F0 u( l) l$ ^( X
Алексей Сканави[size=13.3333px]: «Своей основной миссией я считаю то, чтобы научить слушать музыку людей, которые пока еще не умеют этого делать.Потому что классическая музыка, помимо того, что это искусство, это еще и культура в своем концентрированном выражении, показатель высокого качества жизни и неисчерпаемый источник удовольствия. Но получать это удовольствие возможно только в том случае, если понимаешь, что это такое…»
' Z/ M$ ~: Q! D* }$ ~
$ P/ ?$ @* v% ~
5 v- d. ]8 s) y% ^5 s# ^ ; r8 x- F/ N- J; N+ z: n9 e
- o# x0 u5 a! ?
ИДЕМ НА КОНЦЕРТ, H+ @& o" F& {1 c
. m7 t# P( v5 c: k) U+ |6 c[size=13.3333px]Стандартный симфонический концерт состоит из увертюры и концерта для какого-нибудь инструмента (чаще всего для фортепиано или скрипки) с оркестром в первом отделении и собственно самой симфонии — во втором. Чаще всего исполняют либо увертюры из известных театральных произведений, либо имеющие собственный сюжет, который позволяет воспринимать музыку даже совсем неподготовленным слушателям — на внемузыкальном смысловом уровне. Инструментальные концерты композиторы пишут также в расчете на восприятие массового слушателя. С симфонией все кажется гораздо сложнее, но это только на первый взгляд.
# f- q2 Y) F! @7 Z% }" T4 J! V( L& p6 T1 j% T) `1 q
[size=13.3333px]Первые симфонии в том виде, к которому мы привыкли, появились во времена Йозефа Гайдна и во многом благодаря именно ему. Само слово «симфония», конечно, существовало задолго до композитора: оно в переводе с греческого означало «совместное [стройное] звучание» и служило для обозначения самых разных музыкальных форм и жанров. Но именно в творчестве Гайдна, первого из венских классиков — симфония стала тем, чем она является сейчас.
( h/ q: s, @+ w8 V7 y2 C
0 P9 ]9 m+ E" ~ C0 O; V4 y[size=13.3333px]Почти все симфонии строятся по одной и той же схеме и, фактически, рассказывают один и тот же по типу сюжет. Схему эту принято называть сонатно-симфоническим циклом, он состоит из четырех самостоятельных музыкальных частей. Эти отдельные музыкальные произведения в буквальном смысле выстраиваются, подобно архитектурным сооружениям, в соответствии с вполне конкретными и точными математическими закономерностями. Именно эти законы имел в виду герой пушкинского произведения Сальери, когда говорил, что он «поверил алгеброй гармонию».3 |+ T* z C, z0 W) G+ X2 H9 b
7 X: x& E- [8 t4 DИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СИМФОНИЯ: x$ N$ m, h* w$ o1 }& S
6 w* [' ^0 ^/ T; Y( ]* pПервую часть симфонии[size=13.3333px] еще иногда называют «сонатным аллегро», так как она пишется в сонатной форме и идет, как правило, в быстром темпе. Сюжет сонатной формы составляют три крупных раздела — экспозиция, разработка и реприза.$ Z$ K5 X/ j' S* A; |/ q
0 L T* w% D+ X3 o! R1 xЙозеф Гайдн
9 P H6 c! J! Z& U& ~$ oСимфония № 101 ре мажор «Часы» * @5 T) v8 c ^
I.Adagio presto 1 k. |, W2 M7 v# O% i
- g5 I) `9 I+ a% w
$ V5 g' v- S* A' l
5 ~! E6 L2 x2 h S) G9 z1 n[size=13.3333px]В экспозиции последовательно звучат две контрастные темы: главная партия — как правило, более активная, и побочная партия — часто более лирическая. В разработке эти темы переплетаются и взаимодействуют друг с другом каким-либо образом на усмотрение композитора. А реприза подводит итог этого взаимодействия: в ней главная партия звучит в своем первоначальном виде, а побочная изменяется под влиянием главной. Например, если в экспозиции она была лирической, то в репризе становится трагической (если симфония написана в миноре) или, наоборот, героической (для мажорной симфонии).
0 h" z7 ~: k1 w: S3 H
- Q x/ X1 `1 e8 v' ]% nСергей Иванович Танеев
. x' L n7 d6 ZСимфония No. 4 до минор, соч. 12 n- |* Q, X% `% N% n3 q
I. Allegro molto0 T+ M2 i$ a0 z! ^
) n. G2 Z4 N( t! F2 D* d* D
, ]6 m) r5 g* I- i& W; ?% e
% ~ i8 ~' ]1 y3 q- K! h; o
[size=13.3333px]Главной интригой симфонии остается то, как именно композитор развивает типовой сюжет. А в уже знакомом сочинении можно обратить особое внимание на интерпретацию музыки тем или иным дирижером — это сродни просмотру новой экранизации известного романа.
' k( V' w7 S x0 y1 v {" _
+ }' p! W. B. `
3 f& w' Q' ^! qВторая часть симфонии[size=13.3333px] — медленная, медитативного характера. Она представляет собой осмысление драматических перипетий первой части — как отдых после бури или как необходимое, но медленное выздоровление после тяжелой лихорадки.
- g" t) d6 I/ h |6 B+ ?: \6 s: I U( q, V
Йозеф Гайдн
$ U, D) J* V7 ?1 x& ]6 W4 IСимфония № 101 ре мажор «Часы»
2 ^- b% k W: ~8 m3 k( YII. Andante
$ i: ?& X( r* w/ K% A2 d$ P! t4 E( n: Q- Q2 b: k" p0 b# c! S- L
8 b2 D4 d5 {, S1 ^
1 \; W l6 c. N$ E! v1 N0 t7 N* hСергей Иванович Танеев2 a9 Q* {- s- k. v' ^4 D1 g8 g
Симфония No. 4 до минор, соч. 12
( `6 k5 I. n: ?. _ mII. Adagio 4 t; o# @4 i( |$ q7 @' c
9 I; O9 D7 N2 b+ K$ h( f& t4 @2 t# K- C( z
" y. b. b* h( e
Третья часть[size=13.3333px] приводит внутренний конфликт симфонии к разрешению посредством внешнего движения. Именно поэтому композиторы XVIII века традиционно писали ее в трехдольном ритме популярного тогда танца менуэта. Форма менуэта была традиционно трехчастной, третий раздел которой буквально повторял первый по схеме «А — В — А». Этот повтор иногда даже не выписывали нотами, а после второго раздела просто писали «da capo»: это означало, что нужно играть с начала весь первый раздел.# q# a5 C$ C0 g" \2 g
$ P3 U% d9 g) X5 q6 d
Йозеф Гайдн
) p( X& l3 E7 i$ D% L& h: [- XСимфония № 101 ре мажор «Часы»
3 H k/ V W* d# _- uIII. Menuetto, Allegretto
- P3 | c& K6 u; i+ a" ~7 }. D9 f2 ^+ x4 @1 Y% ?
b# Q! I/ R8 ], m/ f- L; I0 ~8 e
* ?9 u- w/ }: C+ E1 b% l[size=13.3333px]Со времен Людвига ван Бетховена менуэт стали порой заменять быстрым и оживленным скерцо (в переводе с итальянского — «шутка»), но и в этих случаях третья часть стандартной симфонии сохраняла часто трехдольный ритм и обязательную трехчастную форму «da capo».# Y, Y1 h# R( h! F
/ J3 W: |. {% M& E1 c
Сергей Иванович Танеев9 h" u$ ] b* G, G0 I3 d! \
Симфония No. 4 до минор, соч. 12 4 R: t- l' }/ y
III. Scherzo - Vivace 3 M: S3 p" g0 ?) r9 a) W
. m' Z7 t2 R, E6 z1 z* e
^. O. h* s- N! i8 ]' x
, Z' c$ d" d! \" H8 N. g
[size=13.3333px]И наконец, стремительная четвертая часть или финал симфонии[size=13.3333px] эмоционально и по смыслу возвращает слушателя в «круговорот жизни». Этому способствует музыкальная форма рондо (от французского rondeau — «круг»), в которой чаще всего написаны финалы классических симфоний.
3 j- _$ N" }/ N1 T2 M+ L; O8 o9 \
3 T2 m9 J6 H! e& ?; z# LЙозеф Гайдн
+ m0 N; s% b" L3 \" @Симфония № 101 ре мажор «Часы» ! G4 m# R- n; I. \
IV. Finale, Vivace' K: D1 i% M, }" {8 d
e8 S9 x5 J' X# Y5 K1 a, H; N) r5 q) y9 `. G( @; s: q9 A) j0 m: K
! W/ {4 S% E- W" d5 t# @Сергей Иванович Танеев
% i( a6 x' K7 h, v. h' z5 bСимфония No. 4 до минор, соч. 12 / o/ L/ Z0 Z' z: i
IV. Finale -Allegro energico2 `" A& V1 I2 t8 a: x5 b- v
' @5 u7 B) a$ _& e" D: D
$ ?3 v+ a+ h7 w
6 _5 e* B# G9 P) b" Q
[size=13.3333px]Принцип рондо основан на периодических возвращениях, как бы по кругу, основной темы (рефрена), перемежающейся другими музыкальными фрагментами (эпизодами). Форма рондо — одна из самых стройных и позитивных, и именно она способствует жизнеутверждающему характеру симфонии в целом.
7 C( c2 C$ t3 r/ o2 r$ Z |5 D- x2 B# j
0 T. _, c" Z3 R {1 `Сергей Танеев
P% m& g1 Z+ P2 nSymphony No. 4 in C minor, Op. 120 \) l0 p e% p+ @( q
) N& h% U- Z$ x) C- u3 H
: U: P2 R, k1 B* D( ^. ~, d' {* G! G: d* _3 j# s
% @: u% H4 a( y- e# A
I. Allegro molto (0:00)
% A; _. H: w" x* gII. Adagio (11:44)
' ]* d8 i; y0 }III. Scherzo. Vivace (25:32)
5 m6 @( X) V# M% n4 R$ b) VIV. Finale. Allegro energico - Molto maestoso (31:29) | Йозеф Гайдн
8 D6 J, Q, u. b8 P/ K+ dSymphony No.101 in D major * Z# e; D$ J: U. w" d% J
3 i1 E$ t/ I$ H2 V; h 9 S) n7 }4 \. g
/ I. O+ }" E; w- [; N
% V0 c0 O8 l% u6 H8 j
I. Adagio - Presto (0:00)
) F( E ~) }) s4 lII. Andante (08:11)
+ X( X6 q$ L7 @1 g! }1 V g& [III. Menuet: Allegretto (15:43)
# r+ N! @% L5 MIV. Finale, Vivace (22:29) |
7 |( i4 v# {7 D
5 E# T3 C; P; `" c( u9 j3 U3 CНЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ
, R4 d: B( Q" `$ j) l5 H; v9 s6 W- B8 l9 a8 z$ R7 Z- V
[size=13.3333px]Описанная типичная форма характерна для подавляющего большинства симфоний, созданных с конца XVII века и до наших дней. Однако нет правил без исключений.5 F( w2 z: n- w0 V5 K
; v% m N: G, f4 w& D
[size=13.3333px]Если в симфонии что-то идет «не по плану», это всегда отражает особый замысел композитора, а не его непрофессионализм или незнание. Например, если медленная («осмысляющая») часть симфонии меняется местами с менуэтом или скерцо, как нередко бывает у композиторов-романтиков XIX века, это может означать, что автор сместил смысловой акцент всей симфонии «вовнутрь», так как именно в третьей четверти музыкального произведения находится точка «золотого сечения» и смысловая кульминация всей формы.
! {( P# A5 `& k5 t3 m8 D
0 I7 A( C- T! V[size=13.3333px]Другой пример отклонения от типовой формы — еще одна часть, добавленная «сверх плана», как в Прощальной (45-й) симфонии Йозефа Гайдна, где после традиционного быстрого финала следует медленная, пятая часть, во время исполнения которой музыканты по очереди перестают играть и покидают сцену, гася свечи, закрепленные на их пюпитрах для нот.
8 H. {( Y2 {% [
9 I7 d6 F a& m5 z8 j; P/ s3 RЙ. Гайдн.
% W- a3 l+ f4 w0 j$ N3 nСимфония №45 "Прощальная", 5 часть # z# j- [4 y% U# [* h2 @' x
$ d) n) ?& j2 z) ^) t
% A* @. [( i; t1 t0 R g- Y; j2 c( B2 A* T( N5 W
"Все так же замирают одинокие скрипки"... Йозеф Гайдн
N3 Q. ~+ \% W1 O" d; h. t4 S2 _$ v, |
. T0 e9 Q* k( p[size=13.3333px]Этим нарушением канонической формы Гайдн, будучи руководителем придворного оркестра князя Эстерхази, привлек внимание своего работодателя к тому, что музыкантам долгое время не выплачивалась зарплата и они в буквальном смысле готовы были покинуть оркестр. Князь, прекрасно знавший форму классической симфонии, понял тонкий намек, и ситуация была разрешена в пользу музыкантов. 5 F c" Q- m: z2 H9 q& c* |8 S
+ l v% A# O: [" d4 G/ \4 i
5 o' W2 F; D |0 s% }* a
: n& l" A/ j6 |4 o
1 Y* F( n0 X) G$ G8 t9 ^- I
, v. l c& B6 ]) @6 @! g& ` q) o8 WСИМФОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ) e P' Y3 |* m9 _. _$ p
из концертного зала им.П.И.Чайковского
: g3 U2 ^. W' o: z: a7 U! K% ^' n; }все ссылки кликабельны* o0 [! E) |7 z8 j8 U* p
( N2 X1 @! r3 v: A2 q. lП. И. Чайковский
/ ]) Q5 n3 J$ T8 g3 KПолонез из оперы «Евгений Онегин»
. a Q% _7 z, S# g @0 wКонцерт для скрипки с оркестром2 e3 E) }* a' G& v5 E6 [
Симфония № 5
9 P6 {* b+ o0 k2 s* g! M0 |1 z* Mhttp://www.meloman.ru/concert/shedevry-russkoi-muzyki-02-12-2016/4 c! R; O& v$ K5 X5 _7 |
5 b- s( g4 U) B ?1 N/ J0 k7 q
*****
" ?# J4 N& [/ C4 z' A \+ H
+ x/ d* b3 A; V; y( y' HМендельсон 6 m7 K8 r% R7 O2 o2 D% `
Увертюра «Сон в летнюю ночь»
5 C J0 |: ]0 a4 `* r" |8 E4 aУвертюра «Рюи Блаз»
2 m N) M9 k0 N, i, P, E) t- t+ ]Концерт № 1 для фортепиано с оркестром2 m, q3 e) G7 S: G# l! ~
Симфония № 3 («Шотландская»)
8 o2 H, \( Q7 j; R! U* X7 |; G& mhttp://www.meloman.ru/concert/national-philharmonic-orchestra-of-russia-09-12-2016/) |0 ~8 q$ v: z
* M; @+ g+ s) R# w1 j" H. w
*****% P# e- j7 z$ U# W3 o9 B3 f2 I& T
8 f3 C7 Y, t- F" T0 H. f& S; c+ M! gГриг
5 S$ X8 o, f% L+ S) o«Из времен Хольберга» - сюита в старинном стиле
9 i7 j4 A1 s: @- W: Y) q6 VКонцерт для фортепиано с оркестром* S2 `% S2 X: |6 F( L/ X
# R! @3 Y: l8 D# O2 t/ H( O
Брукнер
' j5 }4 `9 s ]% a0 nСимфония № 4 («Романтическая»)0 n- M6 Z3 R& N l( f r
http://www.meloman.ru/concert/rossijskij-nacionalnyj-orkestrvasilij-sinajskij/# J0 V4 ~( E% [6 D$ H' I
( u3 `4 A0 _+ `- d, }- Y*****9 i! ?. W& }8 j* h. ?5 a
, I! O9 S" \2 T' a$ I8 T( BДворжак
3 V: Y8 f" W) C6 j0 V7 zКонцертная увертюра «Карнавал»2 p- T" [, g! }; Y+ X
5 C+ o! {( B; E/ \( w
Шостакович 0 W$ B% P D2 Z3 [( A
Концерт № 2 для виолончели с оркестром7 @3 p; Z" |) Q, H& y' a' \
& E) `" }$ Z7 h E# HП. И. Чайковский . \$ Y- f& a: P. x
Симфония № 29 n: e( z8 z2 ~5 e! L8 v
http://www.meloman.ru/concert/svetlanov-symphony-orchestra-of-russia-mihail-jurowski/0 ~' G4 y1 b# R+ t
|
( J* Q- J4 y; y' ~6 G, e9 V: J( }; O x& Z; s
Источник! q( d. c: Q% ]8 a3 g
/ t& ?! b( c, {5 N5 a: C
|
|