Aliis inserviendo consumor
- Баланс
- 15936
- Сергей
- Посты
- 5355
- Город
- Бургас
- Откуда
- Украина Крымская обл. Керчь
- С нами с
- 16.8.2011
- Был(а)
- 16.7.2018
|
Ринхины (Влахоринхины) — союз южнославянских племен полуострова Халкидики. На протяжении VII века ринхины вместе с другими македонскими славянами (струмяне, драговиты и сагудаты), неоднократно участвуют в осадах Солуни.# L5 d4 S! [% P! G6 d4 y9 W
В 658 году в результате постоянных набегов славян на византийские земли и пиратства в Эгейском море император Констант II был вынужден совершить поход в Македонию, в результате которого часть славян, живших там, была подчинена[1]. Ринхины и струмяне обязались выплачивать дань, часть покоренных славян император переселил в Малую Азию, намереваясь использовать их в войне с арабами.2 o: d9 L* K. K8 ]! y+ H
В начале VIII века часть болгар и влах бегут из Аварского каганата, и селятся среди ринхинов, с этого момента их обычно именуют влахоринхинами.6 g& b T) x$ D
К середине VIII века в результате внутренних смут в Византии, контроль над славянами Македонии ослаб, славяне перестают выплачивать дань, возобновилось славянское пиратство в Эгейском море. В 759 году император Константин V совершает поход против славян. Но на этот раз основной удар приходится на ринхинов, после этого ринхины в хрониках больше не упоминаются.$ k/ [' W+ y0 x$ ]; M
Осада Солуни 675—677 годов — попытка славян Македонии, отомстить жителям города Салоники за убийство вождя ринхинов — Пребуда. После двух лет осады и неудачной попытки штурма, на помощь осаждённым пришли войска из Константинополя. Война закончилась полным разгромом славян. Единственным источником по данному конфликту являются «Чудеса святого Димитрия».! y7 l) a! R( p3 z) X N. O! ?
9 `4 A' @: j' C- H* R
Однако расселение славян на Балканском полуострове остановить было уже невозможно. В течение VII в. эта территория, а также земли Пелопоннеса полностью были освоены славянским населением. Если раньше понятие Славянская земля распространялось на территории, расположенные на север от Дуная, то в VII в. это были центральные области Балканского полуострова, прежде всего, Македония и ее окрестности. Юго-восточные земли полуострова были еще под властью Византии. Славянские боевые отряды теперь формировались на Балканах - хорошо известны их нападения на Солунь-Фессалонику, подробный рассказ о которых содержится к византийском агиографическом сочинении VII в. Чудеса святого Димитрия. Впрочем, во второй половине VII в. Византия восстановила контроль над большинством областей Балканского полуострова. Только занятые славянами земли между Дунаем и Старой планиной продолжали оказывать серьезное сопротивление и оставались независимыми.
; H$ h$ C7 ?# w$ jШирокое освоение славянами земель Греции началось в 578-581гг., когда имели место два мощных военных вторжения аваро-славян. Во время правления императора Ираклия (610-641гг.), как сообщает Исидор, уже вся Греция была оккупирована славянским населением. Причем расселение это было достаточно плотным. Еще в Х в., когда власть Византии над Грецией была восстановлена, эта область называлась славянской землей. Византийский патриарх Николай III (1084-1111 гг.) в одном из синодальных посланий писал, что 218 лет славяне хозяйничали в Греции, и римляне (то есть византийцы) не смели вообще показываться на Пелопоннесе [9]. Источники позволяют полагать, что славянское население проживало также на островах Эгейского и Средиземного морей - Крите, Эвбее, Фасосе, Корфу, Самосе, Эгине, Теносе, Левкосе и других [10].
9 D' W/ i' c0 @% h' wБурное и активное расселение славян в южном направлении затронуло и районы Малой Азии. Письменные источники сообщают о проживании славян в раннем средневековье в двух местностях - у побережья Мраморного моря в Вифинии и в Каппадокии-Сирии. Первое известие о славянах в Вифинии относится к середине VII в. Основными центрами их расселения здесь стали окрестности Никомедии, где поселилось много славян из Солуни в 668г., регион Никеи, где упоминаются племена сагудаты и гордо-серба, и берега реки Артана недалеко от Босфора. В Каппадокии и Сирии славянское население зафиксировано в округе Антиохии, где-то у Алеппо, южнее Тавриза, в окрестностях Апамеи и других местах [11].
: [9 M8 `/ T- uРасселение славян на Балканском полуострове и Пелопоннесе было многоактным процессом, приведшим к нарушению их прежней племенной структуры, восходящей к праславянскому периоду. Лишь кое-где, по-видимому, сохранились какие-то небольшие племенные группировки или их части, которые связаны с праславянскими племенными образованиями. Большинство же славянских племен, известных по письменным источникам, являются новообразованиями, получившими названия по местностям, где они расселились. Таковы, в частности, мораване, заселившие бассейн реки Моравы, южного притока Дуная; тимочане, названные по гидрониму Тимок (правый приток Дуная); струменцы (или стримонцы), локализуемые на равнине по среднему и нижнему течению реки Струмы (впадает в Эгейское море) и ее притока Струмицы; ринхины, проживавшие по р. Ринхин, пока не идентифицированной с современной картографической номенклатурой. Их территория выходила к морю, вероятно, к востоку от Фессалоники. В VIII в. ринхины переселились в южные районы полуострова Халкидика.+ r; w7 E& J( }- t2 Y
Другие славянские этнонимы, фиксируемые на Балканском полуострове и Пелепоннесе, иного образования. Однако нет никаких оснований полагать, что они восходят к древним праславянским племенным образованиям. Где-то по среднему течению Вардара и по его притокам проживали верзиты (или берзиты). В Хронике Феофана (вторая половина VIII - начало IX в.) упоминается их земля Верзития. По мнению ряда исследователей, верзиты занимали также земли в бассейне р. Дрин до Охридского озера на северо-западе [12]. Южнее, в Эпире находилась территория вайюнитов. Западнее Фессалоники на плодородной Солунской равнине по нижнему течению Вардара и вдоль р.Быстрицы размещались драгувиты и сагудаты. Племя драгувитов некоторыми исследователями связывается с дреговичами Припятского Полесья, полагая, что это племя происходит откуда-то из Восточноевропейских земель. Это представляется маловероятным, поскольку, как показывают археологические материалы, восточнославянские дреговичи были новообразованием последних веков I тысячелетия н.э. [13]. Название этого племени является топографическим этнонимом (этимологически оно выводится из слов со значением болотистая местность - белорус, дрэгва, украин. дряговина и родственные им летто-литовские лексемы), которые могли образовываться в разных регионах независимо друг от друга [14]. Из среды сагудатов, очевидно, вышла группа славян, известная под тем же этнонимом в Вифинии. Южнее сагудатов на плодородных землях Фессалии и по побережью Эгейского моря обосновались велегезиты.) [! s+ m8 Z8 V) s+ n
Восточнее земель струменцев и ринхинов в Западных Родопах на реке Места-Нестос, впадающей в Эгейское море, в том регионе, где находится ныне город Смолян, локализуется племя смолян [15]. В XII в. смоляне упоминаются в составе Болгарского царства. По описанию Баварского географа первой половины IX в., среди племен полабских славян имелись смолинцы (Smeldingen), проживавшие в правобережной части нижней Эльбы близ устья Эльды [16]. Еще в прошлом столетии С.П. Писарев высказал мысль о проживании на берегах Днепра гипотетического славянского племени смолян, которое дало имя городу Смоленску [17]. Лингвистические изыскания О.Н. Трубачева показали, что действительно название этого города восходит к этнониму смоляне, то есть Смоленск - город смолян, а имя этого племени связано с занятиями подсечно-огневым земледелием [18]. Не исключено, что смоляне Балканского полуострова, смолинцы Полабья и смоляне Верхнего Поднепровья некогда составляли единое праславянское племя, впоследствии в результате великой славянской миграции начала средневековой поры расчлененное и разбросанное по разным регионам. Коренной регион праславянских смолян определить не удается, но несомненно, что части этого племени проделали большой путь от своего исходного центра. Известная надпись на корчаге, найденной в Гнездове под Смоленском, согласно изысканиям О.Н. Трубачева, является ранним свидетельством проникновения в Русские земли глаголицы и отражает импульс из Среднего Подунавья [19].
' d( i+ o) M5 ~* M e& y; JСлавянское население, осевшее в Северной Фракии и Македонии, объединялось в несколько Славиний, неизвестных по наименованиям. К сожалению, источники не дают возможности определить их суть, выявить какие-либо племенные или этносоциальные особенности, отличающие Славиний друг от друга. По-видимому, это были территориальные новообразования, в которые входили славяне различного племенного происхождения.
1 N- k ]# Y q, o- h% r2 WНа юго-востоке территории Болгарии, у восточных балканских перевалов локализуются северы. Сюда они были переселены, как полагают исследователи, болгарским ханом Аспарухом. Л. Нидерле считал, что прежде это племя проживало где-то на нижнем Дунае. Этноним северы тождественен с названием восточнославянского племени север (северяне). Допустимо предположение, что балканские северы - отколовшаяся часть большого праславянского племени, сложившегося в условиях славяно-иранского симбиоза в антском ареале. Подробнее об истории этого племенного образования сказано ниже.
5 W9 ?0 P1 O* D( YНесколько славянских племен проживало на Пелопоннесе. Их названия остаются во многом неизвестными. Константин Багрянородный, рассказывая о военных походах, организованных императором Михаилом III (842-867г.) с целью покорения славян Пелопоннеса, сообщает, что последними были подчинены милинги и эзериты. Они проживали в южных регионах полуострова на склонах горных хребтов Тайгета, милинги в западной части, эзериты - в восточной, именуемой Элос.+ n; ^6 m3 R/ _
Исторические источники свидетельствуют, что основные массы славянских переселенцев происходят из Среднедунайского региона. Все военные аваро-славянские отряды формировались именно в этих землях. Основным методом славянской колонизации Балканского полуострова были волны массового переселения, которым предшествовали крупные нападения аваро-славянских или собственно славянских боевых отрядов. Военные вторжения подготавливали условия для расселения крупным масс земледельческого населения. В результате таких вторжений уничтожались византийские крепости и, таким образом, крупные участки очищались от военных сил и администрации Империи, страдало и нередко заметно редело при этом и мирное местное население. Освобожденные и отчасти опустошенные участки заселялись славянскими колонистами, продвигавшимися более или менее крупными группами. Конкретные формы таких переселений нам пока неизвестны. Думается, что они происходили преимущественно в осеннее время, когда местные жители обладали запасами продовольствия и фуража, и были возможности обеспечения собственных семей за счет разорения автохтонного населения.. f* [9 p& X4 W1 U
Наряду с такими массовыми расселениями несомненно имело место и проникновение в различные регионы Балканского полуострова мелких групп славянского населения. Подобное просачивание фиксируется, в частности, в южных землях Нижнего Подунавья.- c* n( x7 Y; C( \7 a
Весьма ценным источником в изучении славянского освоения Балканского региона является топонимика. Результаты исследований географических названий не только во многом дополняют и уточняют данные исторических источников, но представляют возможности для конкретных исторических заключений. Так, на основе топонимических материалов выясняются более или менее детальные пути продвижения славян на Балканах. В исторических трудах длительное время обсуждается вопрос о местах переправы славянами Дуная. Предполагается, что было два основных потока славянской миграции на Балканы: один пересекал Дунай в его нижнем течении, другой - в среднем, где-то в районе Железных ворот.
9 } e8 @9 U: z( AБольшой научный интерес в этом отношении представляет работа болгарского ученого Й. Заимова [20]. Исследование топонимических материалов Балканского полуострова и их географического распределения позволило ему воссоздать пути проникновения и оседания славян в этом регионе в VI-VII вв. и выделить миграции отдельных групп. Й. Займов обратил внимание, прежде всего, на наиболее древнюю и весьма распространенную группу славянских топонимов, оформленных суффиксами -ане/-яне (доляне, горяне, ополяне и т.п.), среди которых имеется немало названий, содержащих в своей основе редкие и исчезнувшие ныне праславянские лексемы. География этой группы топонимов, как утверждает исследователь, должна надежно отражать главные пути расселения славян на первых этапах освоения ими Балканского полуострова.
6 F8 u0 v5 R7 e& d9 c. dНа основе картографирования обширного топонимического материала И. Займов пришел к заключению, что в VI-VII вв. главная переправа славян через Дунай находилась в его среднем течении около Видина. Меньшие группы участников миграционных потоков, преодолев Дунай, поворачивали далее на восток и продвигались вдоль правого берега этой реки Основные же массы славян по правым притокам Дуная Тимоку и Мораве направлялись на юг, разделяясь затем на два рукава. Один поток переселенцев осваивал земли Македонии, Фессалии, Албании, Греции, Пелопоннеса и Крита, другой - по рекам Струме достигал северного побережья Эгейского моря и направлялся к Мраморному морю.& r9 c% @8 h5 E0 A
Топонимические материалы свидетельствуют, что в северной части Балканского полуострова передвижения славян проходили по рекам и долинам, а в южной, где противодействия византийских гарнизонов и местного греческого населения было более сильным, славяне перемещались по гористой местности. Исследователи неоднократно обращали внимание на обилие славянской географической номенклатуры в горных областях юга Балканского полуострова и Греции [21].
6 o2 \8 Z1 x3 f4 U# O( OГеографическое распределение ранних славянских топонимов показывает, что первоначально славянами наиболее плотно была освоена Македония со смежными землями, в том числе с округой Фессалоники. Здесь славянские географические названия обильны и в равнинных, и в гористых местностях. Довольно густо славянские поселения располагались и в Греции.
# n1 f+ v% { p8 Q0 bКартину славянского расселения на Балканах и в Греции дополняют топонимы, образованные от славянских этнонимов. Так, от племенного названия сербов происходит, по-видимому, средневековый город Серблия или Сербия у реки Быстрицы в Фессалии. Об участии выходцев из среды сербов в колонизации Греции и Эпира говорит ряд топонимов, образованных от племенного имени и разбросанных по этим землям. К сербскому племени, очевидно, принадлежит и группа славянского населения, зафиксированная источниками под именем гордосерба в Вифинии. В Македонии, Греции и на Крите известны топонимы Хорваты, определенно указывающие на участие этого племени в заселении этих земель.7 M7 S) q' b/ r) d/ e$ ^
Переходя к характеристике археологических материалов, следует сразу подчеркнуть, что на Балканах не следует искать славянскую культуру, полностью идентичную той, которая была свойственна славянскому населению регионов к северу от Дуная. Влияние развитой материальной культуры Византии и местных племен вело, как уже отмечалось, к сглаживанию специфики бытового материала, в особенности это касается орудий труда и керамического материала.
: V' q2 O0 W8 j6 e" VАрхеологические данные, прежде всего, свидетельствуют о том, что основной поток славянских колонистов действительно направлялся на Балканы из Среднедунайского региона. Можно вполне уверенно утверждать, что славяне, селившиеся на просторах Балкан и в Греции, хоронили умерших по обряду трупоположения в грунтовых могильниках.
0 q9 K( E5 y4 V) wЗахоронения по обряду кремации, относящиеся к столетиям активного продвижения славян на Балканы, известны преимущественно в северных придунайских землях полуострова. При этом в северо-западной части его, южнее Савы, зафиксирован лишь один могильник с трупосожжением в глиняной урне, напоминающей пражско-корчакскую керамику - в Кашиче около Задара [22]. Более многочисленны могильники с захоронениями по обряду кремации на территории Болгарии. Среди них наиболее древними являются некрополи, содержащие исключительно трупосожжения. Находятся они в основном в землях, примыкающих с юга к поречью нижнего Дуная. Это известные могильники Гарван 1, Попина 2, Бабово и Юпер [23]. Среди погребальных урн из этих кладбищ имеются единичные лепные горшкообразные сосуды, напоминающие пражско-корчакскую или пеньковскую керамику, но основная масса урн - гончарная посуда, нередко украшенная орнаментом в виде волнистых линий, того же облика, что характерна для синхронных древностей Дунайско-Прутского междуречья. Урны зарывались на глубину 20-80 см от поверхности. Среди кальцинированных костей обнаружены железные ножи, пряжки, остатки бронзовых украшений. Датируются захоронения по обряду трупосожжения от конца VI до VIII в. Раскапывались в этом регионе и синхронные поселения с полуземляночными жилищами с печами-каменками в одном из углов.; v# q5 E c+ y3 t
По всем своим показателям культура населения, оставившего рассмотренные памятники (называемая нередко культурой типа Попина), сопоставима с древностями Дунайско-Днестровского междуречья VI-VII вв., сформировавшимися, как говорилось выше, в условиях взаимодействия славянского населения пражско-корчакской и пеньковской групп с автохтонными жителями этих земель. Появление поселений и могильников славян на южном берегу Дуная вне всякого сомнения было результатом инфильтрации сравнительно небольших групп населения из северных регионов Нижнего Подунавья.
6 V& B, m2 b9 PМогильники с захоронениями по обряду трупосожжения известны и в других регионах Болгарии. Среди них есть немногочисленные памятники, содержащие исключительно захоронения по обряду кремации, но большинство некрополей биритуальные.6 ^% L: ` { a, g" v( r
Как уже говорилось, У. Фидлер подразделил погребальные древности Нижнего Подунавья VI-VII вв. на две группы - славянские и ранневизантийские [24]. Некрополи Болгарии, как биритуальные, так и содержащие исключительно трупосожжения (за исключением описанных выше, относимых к культуре Попина) или только трупоположения, относятся исследователем к группе ранневизантийских. Возникновение многих из этих могильников относится к IV в. Обрядность характеризуется большим многообразием. В IV-V вв. широко были распространены погребения, обложенные камнями. В Томисе и Одессосе открыты расписные могилы этого времени. В VI в. широкое распространение получают склепы, выложенные из кирпича или камня, но чаще встречаются простые могилы. Зафиксированы случаи использования заброшенных гончарных печей в качестве погребальных камер. Около Истрии открыты впускные захоронения этого времени в древних курганах.
' z4 I' _7 N. r# J2 x/ E- l3 x0 AОколо половины общего количества раскопанных захоронений ранневизантийских могильников безынвентарна, другие содержат немногочисленные вещи. Основными находками являются металлические поясные принадлежности и предметы, привешивавшиеся к поясам (железные ножи, кресала, кремни), а также костяные гребни. Не исключено, что какая-то часть захоронений в ранневизантийских могильниках Болгарии оставлена первыми славянскими переселенцами, подселившимися с аборигенному населению. Однако выделить такие погребения не представляется возможным.
/ t: D1 ]: m6 K7 | HБолее определенно можно говорить о славянской атрибуции части погребенных в могильниках, возникших в VII в. Но это уже памятники периода расселения в Нижнем Подунавье болгар-тюрок, которому посвящен ниже отдельный раздел.
* G V% R# b( u3 z2 jРаскопками 1959-1960 гг. в Олимпии были открыты захоронения по обряду кремации. В четырех глиняных урнах, изготовленных без гончарного круга, находились остатки трупосожжений и немногочисленные вещевые находки (железные нож и кольцо, небольшой стеклянный сосуд и какое-то изделие из голубого стекла), датирующие захоронения VII в. В 1974г. было открыто еще одно трупосожжение. Глиняные сосуды, как полагают исследователи памятника, принадлежат к пражской керамике в широком понимании этого термина как обозначающего славянскую лепную посуду раннего средневковья. Славянская принадлежность этих трупосожжений представляется несомненной [25]." q" j) `: n6 z( i7 o
В западной части Балканского полуострова славянские погребения по обряду трупосожжения почти неизвестны. Вполне очевидно, что расселявшиеся здесь массы славянского населения уже хоронили умерших по ритуалу ингумации. Это - один из существенных показателей того, что освоение данных земель славянами осуществлялось преимущественно из Среднедунайского региона, где обряд ингумации господствовал уже на рубеже VI и VII столетий. Славянские могильники с трупоположениями, основанные в VII в., исследовались во многих местах на территории Сербии, Хорватии, Македонии и Греции [26].
7 L: v1 {' G; |" yТрупоположения в этих грунтовых могильниках, как правило, имеют широтную ориентацию. В отличие от позднейших христианских кладбищ расположение могил на них носит несколько хаотический порядок. Среди захоронений немало безынвентарных, но довольно часто встречаются немногочисленные вещевые находки - перстни, браслеты, головные украшения, пряжки, ножи и другое. В некоторых могильниках зафиксированы обкладки могил каменными плитами. В ряде случаев в Далмации и Истрии погребения отмечались в головах и ногах камнями, появляются и первые подплитовые захоронения. В Керкыре на территории Греции в 1930 г. было раскопано около 50 трупоположений в ящикоподобных сооружениях из плитняка, что связано, как полагает исследователь памятника, с воздействием христианства. В женских погребениях находились серьги, височные кольца, перстни, бусы, а также железные ножи, глиняные и стеклянные сосуды, в мужских - изредка предметы вооружения. Датируется этот могильник VII в. Автор раскопок X. Булле полагал, что памятник принадлежит аварам [27]. Ему возразил М.В. Вайтманн, указавший на полное отсутствие в захоронениях аварских находок. Он полагает, что, учитывая материалы рядом расположенного поселения, можно с большой долей вероятности связывать и селище, и некрополь со славянским населением этого края [28]. В Коринфе в одном из скелетных захоронений, относящемся к концу VI или к началу VII в., встречена керамика пражского типа.$ Y3 z% G4 x7 s4 u' [
Поселения славян, расселившихся в VI-VII вв. на Балканском полуострове и Пелопоннесе, изучались во многих местах. Селища с подквадратными полуземляночными жилищами, весьма характерными для коренных территорий пражско-корчакской и пеньковской культур, известны исключительно в восточной части Балканского полуострова, причем основная часть их тяготеет к поречью Дуная. Единичные поселения с жилищами-полуземлянками изучались также в бассейне р. Марицы, но на побережье Эгейского моря они неизвестны [32].! k. ^6 v' t4 V- Z0 G
В северных регионах Болгарии славянские селища VI-VII вв. раскапывались около Гарван, Попина, Дунавец, Среберна, Старо Село, Нова Черна, Велчедрем, Врев и других. В центральной части наиболее известны раскопки селища около Севлиево, в южной - около Любеново, Минерални Бани и Марицы [33]. По своим топографическим особенностям многие из них идентичны севернодунайским; не отличались о них в этом отношении и селения, основанные на местах проживания аборигенного (фракийского и греческого) населения. Таковы, в частности, селения VI-VII вв. в Любеново, Хасково, Благоевграде, Стара-Загоре и других.$ T' t; v1 r9 ^+ y; w8 ~& }
И письменные, и археологические материалы свидетельствуют, что славяне нередко основывали свои поселения также на месте античных крепостей, разрушенных во время предшествующих военных нападений. Таковыми среди исследованных раскопками являются, например, селения в Долно Церово и Пернике на Струме [34].
' X" U$ K' Z5 }* _8 _. ~Славянская деревня в рассматриваемый период состояла из индивидуальных дворов, представлявших собой небольшие хозяйственные комплексы. Около жилищ и внутри них находились ямы-хранилища продуктов сельскохозяйственного производства. На некоторых поселениях в грунте были устроены цистерны с запасами воды. Почти в каждом жилище встречены такие распространенные бытовые предметы, как железные ножи, ножницы, ручки и обручи от деревянных ведер, скобы, гвозди и т.п. Каждая семья, по-видимому, вела индивидуальное хозяйство. Можно полагать, что земельные участки в пределах общинных владений находились в индивидуальном пользовании.
' Y7 k" T4 V! a4 G6 E5 A; q% X2 oВ Адриатике, западных районах Балканского полуострова и на Пелопоннесе жилые постройки славян имели наземный характер, а иногда славянские переселенцы использовали жилища автохтонного населения. К сожалению, нужно отметить, что археологическими раскопками в этих землях до сих пор исследовано очень немного славянских поселений VI-VII вв., поэтому целостной картины домостроительства этого времени воссоздать не удается. В Сербии, в том числе в бассейне Моравы, и Македонии культурные напластования VII-VIII вв. известны лишь по отдельным вещевым или керамическим находкам; остатки жилищ открыты только в слоях, датируемых начиная с IX в. Это были наземные дома срубной конструкции. В Боснийской земле раскопками поселения Мушичи под Вышеградом исследовались следы жилых построек (выявлены лишь овальные ямы - подполья наземных домов) в слоях VII-VIII вв. с лепной и раннегончарной керамикой [35].. Q( n V6 O1 \: a
Славяне, расселившиеся в Греции, быстро приспособились к местному домостроительству. Раскопками поселения в Керкыре на северо-западе Пелопоннеса поверх напластований античного времени были выявлены слои VII в. Поселение находилось на возвышенном плато и занимало значительную площадь. Оно состояло из множества двукамерных домов размерами около 4х5 м. Цоколи этих построек выкладывались из каменных плит, стены сооружались из кирпича, а крыши из черепицы [36]. Материалы расположенного поблизости могильника (речь о нем шла выше) и славянская топонимика этого региона дают все основания полагать, что на поселении проживали исключительно или в основном славяне./ U0 g) e R. y
Письменные источники, материалы археологии и свидетельства топонимики позволяют охарактеризовать многие стороны материальной культуры, быта и жизни славянского населения, расселившегося на Балканском полуострове и Пелопоннесе. Не подлежит сомнению, что основная часть славян была занята земледельческим трудом. Об этом говорят византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Псевдо-Маврикий и Менандр, - характеризуя славян VI в., проживавших к северу от нижнего Дуная. Называются просо и пшеница как основные сельскохозяйственные культуры.
; j% |/ U' N1 ]# mЗемледелие оставалось доминирующей отраслью экономики и на новых местах расселения славян. Согласно данным, содержащимся в труде Чудеса святого Димитрия и относящемся к 70-м годам VII в., велегезиты, драгувиты, сагудаты и другие славянские племена Фессалии и окрестностей Фессалоники выращивали хлебные культуры и излишки урожая продавали в города.5 A1 L9 R. b5 [3 m" r6 ^
Славяне, осваивавшие Балканские области, использовали хорошо обработанные земли со сложившимися сельскохозяйственными устоями. Они рано вошли в контакты с местным населением и активно освоили его многолетный уклад и производственный опыт. В письменных источниках имеется свидетельство конца VI или начала VII в. о том, что первые славяне в окрестностях Фессалоники отнимали у местного населения орудия, необходимые им для жатвы хлебов. При раскопках славянских поселений VII- Х вв. встречены железные серпы, косы, наральники, а также каменные жернова [37]. На поселениях в бассейнах Струмы и Месты раскопками открыты остатки зернохранилищ, в которых находилось большое количество пшеницы и проса [38]. Всегда многочисленны на поселениях пряслица от веретен, указывающие, очевидно, на широкое культивирование льна.
9 }: C) t8 v8 H# P L8 pСлавяне, расселившиеся в Македонии, Фессалии и Греции, занимались также огородничеством, садоводством и виноградарством. Об этом имеются сведения в упомянутом выше труде Чудеса святого Димитрия. В сочинении Иоанна Камениата, На взятие Фессалоники, сообщается, что в окрестностях этого города, где проживали драгувиты и сагудаты, было множество садов и виноградников. На славянских поселениях в Македонии, относящихся к несколько более позднему времени, при раскопках найдены были кривые садовые ножи и ножи для подрезывания винограда.+ y; V: `( e3 G1 A3 a! e/ F& J0 K
Важной отраслью хозяйственной деятельности славянского населения оставалось и скотоводство. Судя по археологическим материалам, полученным при раскопках поселений на территории Болгарии, около 95% костных остатков принадлежат домашним животным. При этом на долю крупного рогатого скота приходится 46% остеологического материала, 21% составляют кости свиньи, 18,5% - костный материал мелкого рогатого скота и около 5% - кости коня. Охотились преимущественно на кабана, серну, оленя и тура. После VIII в. процент диких животных в остеологическом материале понижается до 2%. Изучение остеологических материалов показало, что постепенно возрастало употребление населением в пищу мяса крупного рогатого скота [39]. О развитии скотоводства среди славянского населения можно судить и на основе некоторой информации письменных источников. Так, Псевдо-Маврикий отмечал у славян множество всяких животных, называя конкретно волов и коз. Имеются свидетельства о развитии коневодства в славянской среде Балканского полуострова. Лошадь использовалась и как тягловое животное в сельском хозяйстве, и при транспортировке, и в военном деле. По свидетельству Прокопия Кесарийского и Феофилакта Симокатты, отряды конницы имелись в славянском войске уже в VI в., и византийцы использовали их в войнах в Италии.
2 _! n1 D* E M/ q# b( h: ^/ {1 z! mСлавяне, расселившиеся в предгорных местностях, где было много лугов и пастбищ, в большей степени занимались пастушеством. Рыбная ловля в хозяйственной деятельности славянского населения на Балканах имела вспомогательное значение. При раскопках некоторых поселений найдены кости сома и осетра, более часто встречаются рыболовные крючки, а также каменные и глиняные грузила от сетей.
3 j/ q/ n' d! y; B; X% D! G2 U: P5 {Интереснейшие результаты по изучению экономики славян VI-VII вв. получены Ф. Малингудисом на основании изучения топонимических материалов Греции [40]. Этот источник со всей определенностью показывает, что основой хозяйственной деятельности славянского населения, расселившегося южнее Дуная, было земледелие, причем появились славяне на Пелопоннесе в качестве сложившихся земледельцев. Военные нападения славян и аваров на города и крепости Византийской империи, с одной стороны, и массовая славянская колонизация земель, наиболее удобных для хлебопашества, с другой стороны, были неоднозначными процессами.$ _- E/ c& Q- w! z4 u
Анализ топонимиии и лексики современного греческого языка демонстрирует развитость славянского земледелия; это касается и Пелопоннеса, и Эпира, и Западной Греции. В топонимии этих областей зафиксирован весь спектр славянской земледельческой лексики начиная от обработки пашенных участков (корчевать, выжигать, поле, борона, ярмо, мотыга и др.) и кончая уборкой урожая и молотьбой зерна (серп, коса, ток, гумно, молотьба и др.). К этому добавляются такие лексемы, как жито, пшено, ветряная и водяная мельницы, сад, слива и т.п.4 B0 l' O1 ]+ d
Материалы свидетельствуют, что славяне, осевшие в VI-VII вв. на юге Балканского полуострова и Пелопоннесе, были хорошо знакомы с провинциальноримскими достижениями в области сельскохозяйственной деятельности. Во вновь освоенные земли ими были принесены новшества, неизвестные в этих краях. К таковым, в частности, принадлежат водяные мельницы, известные по памятникам провинциальноримского ареала, бороны, приспособленные для обработки пахотных участков в равнинных местностях (до этого греки знали иной тип бороны, более пригодный для предгорных и гористых земель), косы, серпы и мотыги, своим происхождением связанные с провинциальноримским культурным ареалом.& a1 u5 ]5 f; b) { z
Имеются также основания утверждать, что среди расселявшегося на просторах Балканского полуострова и Пелопоннеса славянского населения были развиты такие отрасли ремесленного производства, как деревообработка, металлообработка и гончарство.
1 }2 W2 s: T- C/ u9 \' HПлотницкое мастерство славян получило известность в византийском мире еще тогда, когда они жили на левом берегу Дуная. Феофилакт Симокатта сообщает, что аварский каган нередко привлекал славян как умелых мастеров к строительству судов и плотов для переправы через Дунай. Сведения, содержащиеся в Чудесах святого Димитрия, говорят о наличии у славян большого числа судов и лодок. Известно, что в 626г. во время осады Константинополя славяне по распоряжению аварского кагана должны были переправить из Малой Азии на своих однодеревках целую армия персов. Из Пелопоннеса в VII в. славяне переправлялись более или менее крупными группами на своих судах на острова Эгейского и Средиземного морей и заселили многие из них. По описанию Константина Багрянородного, славянские суда имели мачты и паруса. Однодеревки, выдолбленные из одного крупного бревна и скрепленные при помощи скоб и болтов в сложные конструкции, вмещали до 40 человек. Мореплавание стало основным занятием какой-то части славянского населения прибрежных регионов.
& F% q1 P+ b6 n K% Z0 a4 ~+ L! GПри раскопках славянских памятников найдены и орудия труда плотников - долота, скобели, топоры, пилы, молотки. Топонимические материалы свидетельствуют, что в славянском мире были развиты деревообработка и строительное дело. Диалектные материалы Пелопоннеса, отмечает Ф. Малингудис, недвусмысленно показывают, что местное греческое населения заимствовало у славян ряд строительных терминов. Имеются также топонимы, свидетельствующие о занятиях и обработке металлов. Однако, как можно судить по данным археологии, металлообрабатывающие ремесла в славянском мире рассматриваемого региона получили широкое развитие лишь в VIII-IX вв., когда жизнь на Балканах стабилизировалась и славянские ремесленники в полной мере освоили достижения византийского бронзолитеиного дела и ювелирного искусства. В периоды колонизации этих земель славяне еще не знали городской жизни.
* J8 @8 Y0 l3 v# hСлавянское население, осевшее в Фессалии и окрестностях Фессалоники, скоро наладило торговые связи с византийскими городами, продавая их жителям хлеб, овощи и фрукты и приобретая, вероятно, изделия ремесленного труда, украшения и другие товары.
' b- z% }6 q% U3 ]/ hСоциальная структура славянского общества и его политическая организация времени колонизации Балканского региона реконструируются лишь гипотетически. Скупые свидетельства византийских авторов по этому поводу носят к тому же субъективный характер и дают несколько приниженную картину жизни и быта славянства. Описания Прокопия Кесарийского и некоторых других авторов относятся в большей степени к славянам Северного Подунавья, до их широкого расселения на Балканском полуострове. Миграция в земли Византийской империи во многом изменила славянское общество. Участие в военных действиях вело к обогащению племенной верхушки, к углублению имущественной дифференциации и к социальному расслоению общества.
) c5 u8 q4 w% o7 H: w3 FСогласно Прокопию, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издреле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща [41]. По-видимому, здесь имеется ввиду, что племенные объединения славян управлялись общим собранием воинов или племенными сходками. Роль вождя племени или племенного объединения покоилась на его авторитете как военного руководителя. Может быть, вожди и старейшины были выборными.
$ D3 @6 V' t) {3 ~Большую часть славянского общества составляли свободные общинники, занимавшиеся индивидуально (семьями) сельскохозяйственной деятельностью. Участие в военных набегах было преимущественно добровольным, поскольку рядовые дружинники были заинтересованы в захвате добычи. Впрочем, славянское население, входившее в Аварский каганат, вынуждено было иногда составлять ополчения и не на добровольной основе [42].( t4 f% y6 B' q* O) _1 Q
К середине VII в. вся территория Балканского полуострова и Греция оказались освоенными славянским населением. Их дальнейшее культурное и этническое развитие происходило в различных частях этого обширного региона неодинаково, что обусловлено множеством исторических обстоятельств. Эти процессы будут рассмотрены в соответствующих разделах, посвященных становлению болгарской, сербской, хорватской и македонской народностей. Здесь же необходимо сказать о тех землях, где в силу ряда причин славянский этнос, смешавшись с аборигенным населением, оказался ассимилированным последним.5 S) F: J, I2 y/ o9 T
Одним из таких регионов является Греция. На основе исторических данных устанавливается, что она была заселена славянами в два этапа. Первый датируется последними десятилетиями VI в., когда был взят Коринф и славяне начали проникать на Пелопоннес. Второй этап славянского освоения относится к первым десятилетиям VII в., когда мощные миграционные волны охватили всю территорию Греции; славяне достигли островов, в том числе поселелись на Крите, а отдельные группы - и в Малой Азии. Топонимика неоспоримо свидетельствует, что славянское расселение было весьма широким и массовым: на Пелопоннесском полуострове обнаруживается около 400 географических названий славянского происхождения, в районе Фессалоники и Халкиды - около 150, в Фессалии - свыше 100. Лингвистический анализ новогреческого языка выявляет заметное воздействие славянской речи. Славянская лексика отражает, прежде всего, сельскохозяйственную деятельность, а также заметно касается флоры и фауны. Совершенно очевидно, что греческое население контактировало исключительно со славянами-земледельцами.
2 A" q, T2 f L( J- n! E3 iВместе с тем, не подлежит сомнению, что расселение славянских масс на терpитории Греции было подготовлено и стало возможным лишь в результате военных вторжений. При изучении культурных напластований Коринфа выявлены следы пожарищ и разрушений, а также гибели части населения этого города, датируемые концом VI в. Слои VII-VIII вв. в Коринфе выявляют варваризацию материальной культуры и быта населения. Следы разрушений, относящихся к концу VI или началу VII в., отчетливо фиксируются в Афинах, Фессалии, Эвбее и Локрисе. Археологически выявляется и запустение в это время целого ряда поселений с культурными отложениями, характеризующимися позднеримской и ранневизантийской керамикой. В особенности это касается восточной и южной прибрежной полос Греческого полуострова, а также некоторых островов. В западной части Пелопоннеса запустения или гибели поселений не фиксируется, здесь жизнь греческого населения протекала относительно спокойно.& n, e2 T! T A G. E0 w2 S
О вторжении больших масс нового населения на территорию Греции говорят и клады монет, зарытые в конце VI - начале VII в. Нумизматика устанавливает, что с этого времени наступает перерыв в денежном обращении. В культурных напластованиях VII-VIII вв. поселений Греции не обнаруживается каких-либо следов византийского военного и церковного строительства.
+ v! Q& m4 @8 b4 kГосподство славянского населения в Греции продолжалась свыше 200 лет. В конце VIII века наступил перелом. В 783г. Византия провела победоносный поход Ставракия в Элладу и окрестности Фессалоники. В первой половине следующего столетия была завоевана почти вся Морея, а в 940 г. окончательно покорены милинги и эзериты. Восстановление власти Византийской империи привело к активизации греческого этнического элемента. И если в VII-VIII вв., как считают М. Вайтманн и некоторые другие исследователи, в отдельных регионах имела место славянизация какой-то части местных греков, то теперь началась языковая ассимиляция славянского населения. Очевидно, в условиях славянской колонизации территории Греции сохранилось достаточное количество древнего греческого населения, которое в состоянии было ассимилировать славян.
5 j' ^9 m# c4 P/ j& S6 FАлбанские археологи считают, что славянское население начало расселяться на их землях с 584г., то есть с начала аваро-византийских войн. Миграция шла из Среднедунайского региона, в основном вдоль р. Моравы в направлении Фессалоник, и растекалась довольно широко. Территорию Албании до этого времени заселяли иллирийские племена, которые после крушения Римской империи вошли в состав Византии. В конце IV в. в эти земли проникли визиготы, принесшие своеобразные фибулы. После инвазии славян, основными следами которой является топонимия, культурное развитие на территории Албании протекало по двум направлениям. В южных районах оно было идентично македонскому ареалу. С 851 по 1018г. Южная Албания входила в состав Болгарского государства. В северной части с начала VII в. формируется своеобразная археологическая культура, получившая название команской.
( }& B' k% u0 O9 r" o( S% {0 pДревности коман-культуры известны преимущественно по раскопкам грунтовых могильников и, прежде всего, по наиболее изученному в местности Круя [43]. Захоронения по обряду ингумации помещались в ямах глубиной до 1,4 м с каменными ящикообразными конструкциями, сложенными на известковом растворе. Большинство умерших ориентированы в направлении север - юг, клали их в могилы на спине с вытянутыми вдоль туловища или сложенными на груди руками.
9 Q7 I- P6 h, g( `7 iВещевой инвентарь захоронений состоит из разнообразных украшений (бронзовые, серебряные и стеклянные бусы, проволочные и лунничные височные кольца, в том числе с филигранной орнаментацией, шайбообразные, дисковидные и зооморфные фибулы, браслеты, перстни, привески), предметы вооружения (наконечники копий и стрел, мечи), поясные принадлежности и железные ножи. Керамика гончарная, красной и серой поверхности, нередко орнаментированная различными прочерченными узорами.1 j. M9 x1 l2 m( c, [
Анализ вещевых материалов показывает, что команская культура была сложным формированием, включившем местное позднеримское наследие, византийское влияние и славянские элементы. Славянский этнический компонент проявляется в находках пальчатых фибул типа Марош-Гымбаш-Пергамон (могильники Круя и Лезе), в довольно широком распространении лунничных и проволочных височных колец, тождественных тем, что известны в достоверно славянских древностях Адриатического побережья и Приальпийских земель.
/ `# Y I! Z1 N6 m, c0 _Команская культура функционировала до начала IX в. Ее исследователи утверждают, что эта культура отражает становление албанцев, формирование которых протекало на основе древнего иллирийского этноса при ассимиляции осевших в этом регионе славян [44].
% K0 U* t9 P6 b# |http://lib.crimea.ua/avt.lan/student/book5/part1/p1_7.html
7 j* Z- d% V( X, {! v; S+ U& U6 q" d7 d/ t9 x: o3 q
0 V. s+ `/ c; p& uПолторы тысячи лет назад славяне «прозывались именами своими от мест, на которых сели». На территории нынешней Германии жили бодричи (ободриты), лужицкие сербы (сорбы), лютичи и слензане. Берлин назывался Бранибором, Эльба — Лабой, а на острове Рюген в Балтийском (Варяжском, Славянском) море стоял главный храм славянского бога Свентовла (Святовила, Свентовита, Святовита). Нынешнюю Польшу населяли поморяне, висляне и мазовшане; Чехию и Словакию — чехи, словаки и моравы; Австрию — хорутяне; Болгарию — семь славянских племён; Албанию — ваюниты; часть Греции — сагудаты; недавнюю Югославию — сербы, хорваты, верзиты и драгувиты; Россию — словене, кривичи, радимичи и вятичи (от братьев Радима и Вятко «от рода ляхов»); Белоруссию — полочане и дреговичи; Украину, Молдавию и сев. Румынию — тиверцы, белые хорваты, волыняне (бужане), дулебы, древляне, уличи, поляне (русь) и северяне (вокруг Новгорода Северского и Северского Донца). И это весьма приблизительный перечень племён (мелкие племена, особенно на Балканах, не указаны).8 |8 G7 M% o# q+ e
( M7 t! H: n. V, ]! m s( tВ конце 6 в. в результате аваро-славянских нашествий в Македонии появился новый важный этнический элемент: славяне и авары, говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения реки Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней или Северо-западной Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, которые поселились к востоку от реки Струма, стали называться струмянами.) [3 T! r1 {: o( {# t- a
Славянские нашествия 6-7 вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города Салоники, Сере, Эдеса и Верия, и в конце концов византийский император Ираклий (правил в 610-641) подчинил славянские племена.! ~( ]5 M: F l2 \4 S( {
Чтобы ослабить непокорных славян, византийские императоры насильственно переселили некоторых славян из Македонии в Малую Азию и заменили их скифами, поселившимися вдоль нижнего течения реки Струма, а также крещеными турками (вардариотами), которые были расселены в районе реки Вардар. В 7 в. волжские болгары захватили низовья Дуная. Укрепив свои позиции, болгарские вожди двинулись дальше на юг. К концу 9 в. они создали царство, включавшее в себя фактически всю Македонию, за исключением Салоник. Чтобы препятствовать болгарской угрозе, Византия поселила в Западной Фракии армян. Тем не менее в течение целого столетия славяне Македонии оставались под властью болгар. |
|