- Посты
- 16485
- Откуда
- Мексика
- С нами с
- 4.8.2011
- Был(а)
- 22.1.2024
|
41#
Опубликовано 28.11.2012 12:31:16
26 октября 1956 года было опубликовано Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством»22 (Вскоре оно было продублировано в восточноевропейских государствах-сателлитах). Впервые применительно к цыганам государственный акт открыто оперировал не социальным, а национальным термином («цыгане») и при этом угрожал репрессиями. ! c; t' m7 {" r% s9 ~5 k: x
Между тем, многие цыгане оценивают итоги советского государственного вмешательства скорее положительно. Сохранение самобытных национальных обычаев и нравственных устоев зависит, прежде всего, от конкретных семей. Зато материальные преимущества оседлого существования и систематического образования детей по прошествии некоторого времени достаточно прояснились. 8 Z7 V6 ?% S1 V+ ?8 b8 S& B4 r
К 1950-м гг. кочевой образ жизни экономически стал себя изживать. Экспансия товаров промышленного производства обесценила труд большинства цыган-кустарей (а ведь именно сбыт ремесленных изделий веками являлся одной из причин и пружин кочевья). Механизация сельского труда и ограничения по использованию лошадей в личном хозяйстве подорвали цыганскую конную торговлю. Собственно говоря, процесс перехода к оседлости уже шел и так. Совместное участие в борьбе против фашизма психологически сблизило цыган с людьми других национальностей. Всё больше и больше цыган работало в области культуры, промышленности и сельского хозяйства. Не афишируя, как правило, своей национальности, они трудились на самых скромных должностях в обычных производственных коллективах. Иными словами, постановление 1956 года стало лишь катализатором естественного хода событий. Кроме того, авторы указа предусмотрели для обустройства цыган определенные мероприятия, облегчающие «оседание»: Местным властям предписывалось выделять им дома и землю, трудоустраивать их самих, помещать детей в школы и т.д. У не привыкших к массированной помощи и солидарности со стороны государства цыган эти шаги часто вызывали что-то вроде благодарности.
" ^* g$ w( K; ]* c8 PВ практической реализации постановления были, конечно, элементы насилия. Нередко цыган заставляли за бесценок продавать государству лошадей, арестовывали оказывающих сопротивление мужчин. Чаще всего их через несколько дней выпускали, сделав внушение об уголовной ответственности в случае повторного ареста. В целом репрессии за неподчинение указу были минимальными.23% c9 X- E3 o( y& b _
Итогом перехода к оседлости стал быстрый рост благосостояния. Расширившийся благодаря школам, радио и телевидению кругозор помогал цыганам не только в официальной работе, но и в бизнесе, или «спекуляции» (на милицейском языке тех лет). «Торговля с рук в неположенном месте» была самым распространенным обвинением против цыган и цыганок в 1970-е и 1980-е гг.24 Однако, имея возможность откупиться от милиции, цыгане в большинстве своём вновь возвращались к торговым заработкам.
3 \9 o# u* W4 ~% ]3 w7 gДо известной степени цыгане предвосхитили те перемены, что произошли в советском обществе после 1985 года. Психологически - а, отчасти и личным примером - они проторили миллионам советских людей дорогу к массовому международному "челночному" бизнесу.; e' c# a ^0 m+ Y. q7 ~6 t4 K
|
|