- Евгения
- Посты
- 4580
- Город
- Казанлак
- Откуда
- С нами с
- 3.7.2011
- Был(а)
- 18.2.2016
|
Граждане ЕС передвигаются по странам ЕС без ограничений. Шенген как раз и нужен больше для иностранцев.
- n, A- i2 ^: n# G: M
$ d8 J. r- Z0 a! P: d$ ?6 j. ?: i# gПредпосылки заключения Шенгенских соглашений. ) g$ H# n5 ]. w/ Q6 T/ \ q- Q- x
Где лежат истоки Шенгенского процесса[5]? Они восходят еще к глубинам средневековья. Однако первые реальные, практические шаги предпринимаются только в нынешнем (или уже прошлом?) двадцатом столетии, в 1950-е годы[6]. Именно в это время на карте Европы появляются три новые организации - Европейские сообщества, на основе которых в 1992 г. был создан Европейский союз[7]. Первоначально Сообщества включали шесть государств, сегодня - пятнадцать, а в ближайшую декаду количество стран-участниц ЕС может увеличиться еще в полтора-два раза (см. ниже).
2 }* f3 K- Y7 Q
$ c, ~: }" Y) Q5 V4 GПоставив перед собой в качестве главной цели “заложить основы для все более тесного союза европейских народов” (преамбула Договора о Европейском сообществе) и добиться тем самым “прекращения разделенности европейского континента” (преамбула Договора о Европейском союзе)[8], государства-члены ЕС установили конкретные способы и сроки ее реализации. Экономической основой будущей “Европы без внутренних границ” призван был стать общий рынок.+ [: T& v0 U# k$ N2 J4 W
0 q7 h) B& y% \5 b/ H) nРечь идет не об одних лишь словесных декларациях. В отличие от многих других интеграционных группировок со сходными целями, в рамках ЕС общий рынок был не только провозглашен, но и на деле построен, несмотря на значительные трудности, казавшиеся многим вначале непреодолимыми. То же самое относится и к единой валюте ЕС - евро - уже введенной в безналичный оборот для одиннадцати его стран с 1 января 1999 г.[9]2 R' f1 Y3 J$ m- _2 b5 h1 }
5 y6 b3 i/ S- ^* ?
В то же время Европейские сообщества и Союз - не только общий рынок и единая валюта. В не меньшей степени это - единая правовая система и “надгосударственная” политическая организация, институты которой (Совет Европейского союза, Европейская комиссия и др.) имеют реальные властные полномочия.0 o4 B4 K# G% W C) D4 }" n5 M
- Q, Q, G$ D( G h8 ]( q1 wПоследние в ходе строительства общего рынка на протяжении шестидесятых - восьмидесятых годов приняли обширное законодательство, которое гарантировало практическое воплощение в жизнь положений Договора о Европейском сообществе относительно свободного передвижения через границы наемных работников, предпринимателей, других субъектов и результатов экономической деятельности[10].' _1 M7 J& l3 n! Z# s' y* e& H9 ?3 Z
$ m/ X& ?+ }/ M8 [; Y& pБлагодаря этому граждане государств-членов ЕС (ставшие с 1993 г. одновременно гражданами Европейского союза в целом[11]) получили реальную возможность выезжать в другие страны Сообщества и трудоустраиваться в них наравне с их собственными гражданами, заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывать и получать услуги, в том числе в качестве туриста[12], открывать юридические лица, их филиалы и представительства.) G1 ?1 \9 i/ V N( L
4 p C- O. ~# e7 Y6 P- y ?, HВ итоге к началу 1990-х годов границы между государствами-членами ЕС сделались, в принципе, открытыми для передвижения их граждан. Скажем, чтобы отправиться из Германии во Францию и поступить там на работу, более не требуется виза или иное разрешение. Подобные требования были отменены еще в шестидесятые годы. Точно так же гражданин Европейского союза может выехать из одной его страны в другую, например, с целью отремонтировать в ней свою машину или пообедать в ресторане. Визы более не нужны. Для пересечения границы достаточно обладать действительным паспортом или иным удостоверением личности[13].9 ], S" a( S) |
3 A% U: _6 U5 m0 M
До полного открытия границ свободному передвижению людей оставалось сделать один - решающий - шаг: отменить внутрикоммунитарный пограничный контроль, то есть контроль на общих границах, связывающих друг с другом страны Европейских сообществ. Шаг вполне логичный, вытекающий из всего хода развития интеграционного процесса, служащий реализации его важнейших целей. Казалось бы, осуществить его теперь не составит особого труда. Но в реальности все оказалось гораздо сложнее.
. B0 B* S$ ~" [+ |' F3 b5 G
, Z( R4 v2 A T1 oЧтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть простой пример. Допустим, две страны, А и Б, полностью “снимают” контроль на своей общей границе (которая и так - в случае стран ЕС - в целом уже стала “прозрачна” для пересечения ее гражданами государств-членов). Однако если отменяются проверки на границах, то последние становятся “прозрачными” не только для граждан, но и для неграждан.
$ I9 ]0 ] i* d- ]4 y& V& t z
; C0 @, Y! x) F2 J2 J; qТаким образом, если, например, страна А установила более жесткие, чем Б, условия получения въездных виз для граждан “третьих” стран, то они фактические теряют свою эффективность. Чтобы проникнуть в А, теперь достаточно получить разрешение на въезд в Б. Отсюда первая проблема: открытие внутренних границ требует введения единых правил пересечения границ внешних, то есть со странами, не входящими в интеграционную группировку.
* U3 c. ]9 v7 `. [9 B9 y6 Y* c. Q6 m; k+ m! C" G
Далее, границы открываются не только для законопослушных граждан, но и для преступных элементов (будь то местных или иностранных). Совершив преступление в стране Б, преступник теперь может легко скрыться на территории А. Использование средств и механизмов, предоставляемых соглашениями о взаимной правовой помощи, Интерполом и Европолом, может попросту оказаться слишком долгим. А преступник тем временем будет гулять на свободе.
+ @+ k4 I* b5 o( D$ i/ ~! P- H& ?- f& j, I+ Z: `: C
Мы указали лишь некоторые из возможных проблем. На самом деле их гораздо больше. А если учесть, что речь идет не о двух, а о пяти, десяти, пятнадцати странах, то масштабы трудностей возрастают в арифметической, если не в геометрической прогрессии.
) i4 m7 K: D7 ^6 ~
9 q7 Q! s) \% q) H7 RИтак, полное открытие границ, отмена паспортного и иного личного контроля требуют одновременного принятия целого ряда других не менее серьезных мер. Для этого, в свою очередь, необходима существенная реформа многих областей национального законодательства и политики.: \* I+ n) Q0 g3 P' a# e W
& ^$ Q$ t9 J+ IНа такую реформу в 1980-е годы были готовы пойти далеко не все из тогдашних десяти (позднее двенадцати) стран-участниц Европейских сообществ. По этой причине закрепить правила об отмене пограничного контроля непосредственно в учредительных договорах или законодательстве Сообществ оказалось невозможным: нужно было согласие всех, а согласны были лишь некоторые.
5 l" ? w' R2 P6 m M7 C- N9 u# S
И все же выход был найден. Если не все государства-члены готовы вместе двигаться вперед, то пусть сначала это сделает часть из них, а остальные могут присоединиться позднее[14]. В качестве этой “части” выступили страны-учредители Европейских сообществ (кроме Италии): к Бельгии, Люксембургу и Нидерландам (странам Бенилюкс[15]), которые открыли свои общие границы еще в 1960 г.[16], присоединились две страны, которые на сегодняшний день являются крупнейшими государствами Европейского союза (соответственно, по территории и по численности населения) - Франция и Германия. Здесь, собственно, и начинается Шенгенский процесс.
/ B: l4 Y( x2 C: G! T7 @
) e: `" e5 |7 ] P6 q; W% ~, ]источник |
|