- Анна
- Посты
- 20693
- Город
- Рим
- Откуда
- С нами с
- 15.4.2013
- Был(а)
- 28.12.2023
|
В продолжение темы о "Деградации мозга" помещаю, на мой взгляд неплохую статью, о клиповом мышлении (об этом упомянула Наташа @Natalia_blinova) может еще кому-нибудь будет интересно почитать.
& }8 O+ w( K% d2 o: R0 {3 k) V7 V- k! j$ T: z- ^) ^4 |/ ^
4 S, E4 \% ~, l1 U B- ?1 H
; h% X t* a4 GБездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.; \9 v1 u$ o. V+ k2 P
Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться.
% ~- ~- q* b% ?% B5 m5 r" y
: l# ?- E, t. D- Q$ m5 q1 v9 N3 R* @* g: ?; w3 `# ^$ A
Что такое клиповое мышление0 _4 F$ F& N8 P
2 B. D6 |$ e! M, S# x& Y' q5 ]4 w
7 B" W; y9 i" s9 I$ O2 i5 wТермин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
* u& n& z% y/ r1 S7 H
, o1 I& k# E5 P7 `( n5 S6 ZСовременные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.
! \- f3 c" f# L" _9 {) W. ~8 S4 q) x h
Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.
: M( a1 m" J" a5 H2 i , U6 T$ B7 y9 b( r
2 v4 X2 L7 X; |
Плюсы и Минусы клипового мышления0 s2 L% `, Z& _' u6 R& U( Z9 k
8 S/ y% E. u# V+ B( r
. y! T& X- R" ~% q5 m z+ ?$ AЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться.
) G3 z, R* b$ ?# [
" M- u3 T/ z& f: sМИНУС: ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ДОЛГО КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ИНФОРМАЦИИ, У НЕГО ЗАМЕТНО СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ
# F5 }3 K: B5 S3 f+ _% [ y1 ^Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
7 ~1 m c* H* E" L3 i. X( K/ N: N
0 @) N3 d9 t: z( Z/ yОт способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.; D- L3 m1 k. K6 i. P9 L0 ]
( X! C; I7 x4 ~+ M
$ s7 L7 @8 x8 TМИНУС: ОСЛАБЛЯЕТ ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ, k" I# Z) p$ Z6 A) B9 J
Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.
5 j' @& k f9 N" e% N$ n
0 G0 G! i& ^7 t! R+ CМИНУС: ПАДАЕТ УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ И СНИЖАЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ5 z6 D0 V5 y# v
2 f' s) W- M9 u' X5 o1 p" N
Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания. , |* v+ ~, k& X T- @# N
4 ?( E5 e% `- W8 j$ |( h- Y& o. D: A
МИНУС: ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ПОДАТЛИВЫМИ К МАНИПУЛЯЦИЯМ И ВЛИЯНИЮ
! Q) O# j& r( V7 l' X+ M0 `
9 U. R9 s/ j7 ~) P: ^; n; \3 Y8 rКраткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции. Как пример можно вспомнить один из трогательных рекламных роликов iPhone, приуроченный к Рождеству.
. S( H0 H, M: n( [8 e3 A! c, |
ПЛЮС: УСКОРЯЕТ РЕАКЦИЮ
# c4 L8 \& Z1 N6 L! E, `+ dИзвестный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
7 w- [& [; C- F3 P: D) I+ X
' E8 k' Z# i4 o. \- s, m N; U
. L& j! W) v7 c- p+ i4 EПЛЮС: ЗАЩИЩАЕТ МОЗГ ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ
2 s, o& M0 _* S8 F1 ~! S+ EМногие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.5 R7 g8 v" X0 w6 d$ G/ E& C
+ U" T! o' ^+ mПЛЮС: РАЗВИВАЕТ МНОГОЗАДАЧНОСТЬ
" ^. {5 H V' ]" @+ P7 A+ u; s" OАмериканский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.5 t0 m# Y) e+ k7 D& t. U% C6 w
8 x; d- A& h: ]" X; I2 d" d5 tКак бороться с минусами клипового мышления?6 j6 F9 e: f1 L
' J8 \1 X! W1 G9 V
В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Look At Me, в свою очередь, составил список простых и универсальных способов борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления.
9 B% M$ o* i5 V9 Y0 X
; t/ g1 D/ k% @7 }8 f) U* P" O. I; j" R7 W: f" Z
«Метод парадоксов»& o* E$ F2 ^. c/ T0 u4 ^
: m2 L- F' y( @( f
# h( \. d; g1 [" EМихаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются. _/ `" J3 e) E, p d
# E1 u; X( [9 d' U! EНапример: Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.
5 Y/ b& j# [1 k" J0 _" q% y4 s , k: D) |( i7 ` _9 Z2 X
% k, K" J9 G$ w i2 U& y* UЧтение художественной
: G* `. {4 ~5 J# W! S3 b* v R' T( [и философской литературы
: a. I' {5 J! N! B& {0 Y {$ J U) j5 H
& l3 G" o9 |# u7 V: y
В своей статье «Google делает нас глупее?» американский писатель и публицист Николас Карр признался, что после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления, и для борьбы с ними специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно." S1 Q/ m5 G! H3 r
4 O* B) a' K d8 V0 a" H' e1 sНекоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать философов на порядок сложнее, чем классиков.$ }( S% ^6 h: F
" }# x" b8 A8 F# `. I
Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.; Y. G) t, L% e y/ J
6 b" O6 {$ ?+ E; ]# v" Y5 H# F1 H& f9 m3 h( l% F0 X
Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения8 P% \# I$ @" k3 ^3 @* [
3 M* \7 }, Q7 v6 q8 `) m0 e" e& ?
. j2 W8 m+ r: K8 B! \) ?/ h/ f, s
Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно. Об этом говорила Чимаманда Адичи, нигерийская писательница, в своём выступлении на конференции TED.
1 D: b7 X; e* d+ |; t. I; V; h( L; }# l( U
, z6 _0 A5 L: M: W) J i7 }& b( e5 ^" @4 G% ^- H
В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.
1 W) f' o# C& W7 I1 g. h \+ I5 w / F$ _6 b2 \8 f
o R- r' _0 A% _- q; b
День отдыха
5 Z4 r) h/ f8 R( b. ]4 Aот информации. S) |4 y5 P( m8 B% t& u" a0 `
2 f$ |0 j: p6 p0 K9 ~( ?
& @) O7 `" D6 F6 w3 }5 HОграничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созданием нового человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка.
& o; z+ O9 i" ?8 U4 W8 J
" v* b6 e6 v3 r. T- w5 GВ остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключение каналов («зеппинг») и чтение кратких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных представлений) и продолжительное чтение больших текстов.& \9 w t' {" l' N: ^ w
5 @" p! {6 ]4 D) p- nНужно понимать, что клиповое мышление — не диагноз, а вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы.5 [, F. r; D$ K. C
& U9 D2 b6 ~" N3 a5 AАлександра Косенко http://www.lookatme.ru/mag/how-t ... itworks/207449-clip |
|