Мы рождены, чтоб сказку сделат
- Баланс
- 3986
- Татьяна
- Посты
- 2924
- Откуда
- С нами с
- 12.10.2012
- Был(а)
- 7.3.2016
|
5#
Автор |
Опубликовано 20.2.2016 01:58:38
Воспитание ребенка по методу Монтессори4 Z' f2 X- K% B
, R/ u0 l8 x8 h) e' L) W* k! w" p1 m
- A% R) m7 ?( y) d3 A
: b+ S, [4 B/ n3 i7 M& [Монтессори
9 @ b9 {1 o7 P0 a! i2 ]
6 `$ _( |# f% X8 W/ e) F/ \; R1 Y7 _ ?Сегодня многие родители хотят обеспечить своему ребенку гармоничное и всестороннее развитие. Но разобраться во всем потоке хлынувших на нас как лавина систем и методик весьма непросто. Карточки Домана, кубики Зайцева, Вальдорфская система, метод Монтессори.... список можно продолжать долго.
7 k& B* ?2 K$ z- x6 m9 b1 u# n6 Z4 l9 x6 T
Так как же не запутаться во всем этом многообразии?; z ~# C" s* y# L$ v# R
# c4 D( S# C5 X
Прежде всего, необходимо четко понимать, что представляет собой тот или иной метод. А уж потом принимать взвешенное решение. В этой статье мы рассмотрим одну из популярнейших ныне систем воспитания и развития ребенка — метод Монтессори.( i* a9 t" L$ P# A$ [
' z' K P" G: i! e3 N3 d
Суть метода& }. s1 R o+ D; b1 J9 W+ j2 m8 Z
7 T5 ~3 u% S/ \: R1 fАвтором методики является Мария Монтессори (1870-1952), итальянский педагог-гуманист. Самый главный, основополагающий и передающий всю суть метода девиз : «Помоги мне сделать это самому».
, A3 R3 p7 G. Y, V
) X# X$ o' H9 n4 q. @; G: q8 cГромадное значение Мария Монтессори придавала периоду развития малыша от 0 до 6 лет. Она считала, что в этот период идет наиболее интенсивное развитие ребенка, в ходе которого возникают особые периоды, когда малыш особенно восприимчив к какой-то определенной деятельности./ _+ A) _7 |: X9 ]
' G. C/ E$ b' c* n. C: l/ }
И если в этот благоприятный период рядом с ребенком не окажется необходимого для развития материала, то момент будет безвозвратно упущен. Наверстать впоследствии такое упущение будет практически невозможно. Так родилось наиглавнейшее понятие метода — развивающая среда.
% ?8 l8 A0 M/ s* S! g
7 y* Y! y' h* d( D) hГруппа, где будут заниматься малыши, представляет собой на первый взгляд обычную, уютную игровую комнату. Здесь повсюду разложены развивающие игрушки и очень много всяких занимательных уголков. Но на самом деле, в этой комнате царит строжайший порядок. Здесь у каждой вещи свое строго обозначенное место и нет ничего случайного. Вся комната поделена на определенные зоны и каждая из них наполнена специально разработанным дидактическим материалом.
$ E% x+ z6 \1 s3 ?5 q( F* N$ _6 n9 R( c& O: S& t% r- ?4 B% e' C: {
Пять зон развития ребенка" f9 r( u0 L3 K
: p! B- \3 @( a% ^6 P
1) Зона практической жизни; o0 ~: q/ j0 K6 A! I( r
1 H' Q9 [2 g( ]0 Q; q% |8 B2 {: _Цель этой зоны — развить у ребенка самостоятельность, которая будет помогать ему в дальнейшей, повседневной жизни и крайне положительно влиять на самооценку.
" X- @, y' U a; i$ e$ U m
) C2 W, B3 ? K+ h8 {$ lНалить воду в чашку, застегнуть пуговицы, почистить картошку, открыть замок, зашнуровать обувь...Здесь дети быстро учатся всем этим практическим навыкам. Учитель (в рамках метода его называют Наставник) показывает детям, как обходиться с предметами и для чего они нужны. Дальше ребенку предлагается действовать самому, методом проб и ошибок. Очень важно то, что все предметы этой зоны должны быть настоящими, а не игрушечными.
0 G. b5 ~) q2 n) b2 p
% ?6 |: a* D0 k J; ]2) Зона сенсорного развития$ v* L6 B3 u" U7 d% Y% `' b7 f
& v8 r0 _7 | q+ v% @- |Горячий - холодный; тяжелый - легкий; гладкий - шершавый; длинный - короткий — эти и многие другие понятия ребенок постигает здесь опытным путем. Многочисленные рамки-вкладыши, стаканчики, пирамидки, весы, предметы отличающиеся по цвету, фактуре, звучанию, запаху и прочее. Материалы этой зоны в полной мере задействуют все органы чувств малыша : зрение, слух, обоняние и тактильные ощущения.
5 n# Q. s9 @+ I6 _
; w2 n9 H; L* D3 T7 G* _" x& c: \, d, t3) Зона языкового развития
/ `9 e- p7 _' \0 w4 z' l4 b' s7 K. |
В этой зоне, посвященной развитию речи, подготовке к чтению и письму, очень большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с психомоторным развитием ребенка и развитием речевых зон коры головного мозга. Именно поэтому многие пособия этой зоны направлены на массаж пальчиков, развитие точных движений руки. Здесь есть и шершавые буквы, и шнуровки, и подвижный алфавит, и буквы-вкладыши.. M% z! O. A. K. v# [
- M( H( M' W! b4 Q* d I6 r0 }, b4) Математическая зона# l$ d8 \! J/ U, e
6 f8 k: _8 a% Q, \
Тут вся среда вокруг ребенка подготавливает его к основам математических знаний: порядковому счету, сложению и вычитанию, умножению и делению. Здесь можно найти объемные геометрические фигуры, шершавые цифры, различный счетный материал.
( R+ Z, x# I4 M! a% |9 { a M+ {! |3 Q! i: z
5) Зона естественнонаучных знаний' O, }3 @+ p% R: Q& e8 d+ S$ @: q
% o7 I3 y% _- G% x S" V" UВ этой зоне ребенок должен иметь возможность получить первое представление об окружающем мире и естественных науках. Основы ботаники, зоологии, анатомии, географии преподнесены здесь в игровой форме. Тут можно найти деревянные географические карты, вкладыши в виде различных листьев деревьев, модели и карточки с овощами и фруктами, наборы игрушечных животных, коллекцию минералов, модели вулкана и земной коры...
) h6 h6 W+ Z7 M7 } h' m0 [8 Q [) C! N. z/ u. N' _' u
Как проходят занятия?
1 a' X1 E$ {4 {* H9 m7 V# B! E/ j6 }
В методике Монтессори нет традиционных занятий и уроков. Также нет здесь и специально отведенных мест, где ребенок будет заниматься. Есть лишь легкие переносные стульчики и столики, и коврики для занятий на полу.0 _+ l% t6 ~; `5 w2 [" C2 ]9 {
, G0 g. {3 T% m5 q1 ~7 J! z0 N
Наставник здесь не является главной фигурой и практически не вмешивается в занятия детей, пока те сами не попросят о помощи. Его задача — наблюдать со стороны. Чем заниматься, когда и где - ребенок выбирает и решает исключительно сам. Все дети имеют свободный доступ ко всему, что есть в Монтессори-группе. Им не надо лишний раз обращаться за помощью.0 J4 S0 m, ?, c; x
, `! g, B- n4 A+ ?8 F3 @ i% ^4 P
Но, разумеется, никакой анархии в Монтессори группе нет и быть не может. При всей видимости вседозволенности, здесь существуют строгие правила и порядки, соблюдать которые надо неукоснительно.
7 P, ]+ L6 H4 x; ~ s, \2 a9 H: M1 |+ a1 f8 q3 E7 z. k
Одно из таких правил — навести за собой порядок. После того, как ребенок закончил заниматься с каким-то из пособий, он должен убрать за собой — подмести просыпанное, вытереть пролитое, собрать разбросанное и обязательно положить все на свои места. Это приучает ребенка к последовательности, организованности и собранности.
, |: v1 t& N! a: {# r* i2 M0 M' b z& S8 z$ i$ S1 F5 y" N" f0 f. |
Еще один момент — все пособия и материалы имеются в группе исключительно в одном экземпляре. Поэтому, если желанное пособие занято, то придется подождать своей очереди. Это также приучает малышей к терпению и порядку.
, ~4 Z$ N; U" R8 }6 b* h0 K2 V0 `5 f. M; ^; S! X& o K
Важнейшей отличительной чертой является то, что в методике Монтессори полностью отсутствует негативная оценка действий ребенка (критика, замечания, указание на ошибки) и нет соревновательного момента между детьми.# k+ Z2 O+ r4 p. A
5 c6 U. i! [2 L6 EОборотная сторона медали6 w6 B/ n6 M; @0 \# l' M' o, T
5 S/ G; j4 B- k# n
Как и вокруг любого яркого явления, споры вокруг методики Монтессори не утихают. Какие же доводы приводят критики данного метода?* l3 L' E/ s/ I1 t! m- G8 e- f% T' q
* b. m$ @) B. r& D/ FОсновной минус — полное пренебрежение творческой деятельностью ребенка, отсутствие ролевых игр, возможности пофантазировать. Действительно, Мария Монтессори имела довольно радикальные взгляды в этой области. Она считала сказки вредными для детей, отвлекающими от естественного познания мира. Поэтому весь упор ее системы делается на развитие логического мышления и аналитических способностей.- w' r9 @; E/ _# R5 U% b, i
( f1 ~) T+ O& I) uТакже многие психологи и педагоги обращают внимание на некоторую искусственность среды, создаваемой в группе. Развивающая среда, в которую помещается ребенок на время занятий, образует некий микромир, перенасыщенный предметами. В реальной жизни ребенок видит иную картину и это сбивает его с толку.
[5 @2 H* s) \# G' }0 i# b8 r9 J& f6 i% b+ y
Ну и наконец, не стоит забывать и о том, что данная методика совершенно не вписывается в традиционный общепринятый школьный стандарт. Ребенок, который в дошкольной возрасте, привык, что можно заниматься только тем, чем хочется и свободно перемещаться при этом, вряд ли с радостью воспримет такие школьные моменты как парты, уроки и жесткую дисциплину. И это тоже надо учитывать.
0 H. Q7 L9 [4 p8 v! t5 a- I( f, O: m8 O& D0 z
http://lisavika.ru/deti/204-vosp ... o-metodu-montessori |
|