People&Countries

Болгария

 

форум
объявления
блоги
города
пляжи
страховка для ВНЖ

Португалия

 

форум
новости
статьи
города
эмиграция

компании

Италия

 

форум
новости
объявления
блоги
статьи
фото

Все страны

 

Германия
США
Франция
Чехия
Россия
Украина

Просм.: 2281|Ответить: 2

[Это интересно] Ночь Матерей

L'alba
Посты
4427
Город
Модена
Откуда
С нами с
5.10.2012
Был(а)
29.5.2016

Старожил форума

Опубликовано 24.12.2014 23:22:10 Показать все сообщения
На вопрос, какой праздник отмечается в Англии в ночь с 24 на 25 декабря, в наши дни все с уверенностью ответят: Рождество.' A0 e8 r+ [& \, Z1 E; `7 o
Однако мало кто знает, что когда-то эта ночь была посвящена совсем другим божествам... Она называлась Ночью Матерей, и отголоски этого праздника встречались в разных странах Европы вплоть до самых недавних пор. кто такие Матери и как их почитали, какие элементы этого праздника вошли в рождественские обряды,  что общего между римскими матронами, валькириями и сказочными ведьмами на метлах,  как связаны Госпожа Метелица, Баба-Яга ?
- V2 s( D& R& t- [$ X
! _7 F! A. U3 q  k5 UНазвание этого праздника известно в разных вариантах: Modranect, Modraniht, Modranicht, Modresnach
; i/ _8 H. m* c7 I0 CЕго первое описание оставил, как часто бывает, его яростный противник — Беда Достопочтенный (672-735), бенедиктинский монах и один из первых английских историков. В своем труде «Об исчислении времен» (De temporum ratione) он писал:1 k1 [4 H8 P/ `- a3 I) k
$ u, Z  U* K$ J; m8 O( m( o* B
...год начался за восемь дней до январских календ [т.е. 25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Эту самую ночь, почитаемую нами столь священной, они [язычники] называют языческим словом Modranecht, то есть, “Ночь Матерей». Мы подозреваем, что это из-за обрядов, которые они устраивают в течение всей этой ночи...
0 Z# c$ u: z- M0 ]0 L) W
; J+ h. J+ }5 t  [; }$ e6 v9 ?. dСлова эти были написаны в 730 году. А это значит, что спустя четыреста с лишним лет после после появления в Британии первых христиан «Ночь Матерей» все еще оставалась одним из самых важных праздников для англосаксов и составляла серьезную конкуренцию Рождеству. Что же это был за праздник?) h7 H' U6 O3 c

$ w5 \% P9 ?' p! t7 FТриада богинь, I-III в. н.э Oppidum de Vertault, Шатильон-сюр-Сен (Франция), хранятся в музее в Шатильоне, выставлялись также в музее кельтской культуры в Бибракте (http://www.bibracte.fr)! I! i% K+ m) m9 T
1 i* z+ i5 g; Y5 N
3-dm-lyon
0 @7 B( m1 b: @2 S+ V0 tТриада богинь, I-II вв. н.э., Лион. Хранятся в Musee des Beaux-Arts au Palais Saint-Pierre. ! Z8 q+ t. E4 q2 I$ U# h; i. s' j$ V
Богини изображены внутри морской раковины, каждая держит в руках рог изобилия.
4 m8 V7 ~+ l6 d1 r. n9 ]$ x6 p: D, y& _, @7 H" f0 y: f
Под обобщенным названием «Матерей» (лат. Matres et Matrones) известны женские божества, которых почитали в I-V веках н.э. в разных местах Европы: в Германии, Галлии (на территории нынешней Франции), северных районах Италии, на Иберийском полуострове (на территории сегодняшних Испании и Португалии), в Паннонии (Венгрии и Австрии). $ Y4 M+ G4 x/ [; W0 \
Интересно, что их изображения встречаются и у кельтов, и у германцев. Соответственно, это очень древний индоевропейский культ, свойственный народам разных языковых семей.
" M6 P3 j! a$ O
- u/ N# r% K, a: b: VЭти богини всегда изображаются втроем. Как правило, они привязаны к какому-то определенному месту, например, Matres Treverae («Матери города Тревер»), Matres Gallaicis («галицийские Матери»). Их изображения находят вблизи храмов, священных рек и колодцев. Но ничуть не реже их ставили и на домашних алтарях. Всего на сегодняшний день археологи обнаружили более 1000 таких статуэток.
3 \/ R& i' }8 Y: g. \Вот еще фотографии скульптур, изображающих трех богинь, из различных музеев Европы:8 \: y! |: M& i
# X4 Z# b0 }' n! A( F
http://www.flickr.com/photos/stanbury/3390065353/lightbox/# z% d: F$ c  Z
http://www.flickr.com/photos/unforth/2581837994/
0 d, I/ X8 |/ Z# W' Dhttp://www.flickr.com/photos/stanbury/3390062813/
% ~0 l) P4 _9 C1 {; Q2 i; |http://www.floerken.de/cassius/aufaniae.htm+ C# ^" g) G# B6 O9 V6 m
http://jfbradu.free.fr/celtes/les-celtes/savoir-plus-desses-meres.php3! D. \- [. o/ Q# q

/ K  m3 ^* J. h: s  }$ [  m, WЧасто богини на таких изображениях держат детей, фрукты, домашних животных. Исследователи полагают, что основной функцией Матерей была защита конкретной семьи или племени. Богини всегда были тесно связаны с живущими рядом людьми, о чем свидетельствуют выцарапанные на статуэтках надписи с просьбами или благодарностями. К некоторым из этих богинь обращались и с особыми целями — например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве.
8 f8 j# t! {$ t: hУ Ночи Матерей была и пророческая функция — сон, увиденный в эту ночь, предвещал события будущего года.+ l& g& c0 D4 J" a0 S% A1 w% z

3 b( J% w7 G" SНо не одних только благожелательных богинь-покровительниц почитали в Ночь Матерей. Исследователи связывают этот праздник также с дисами (disir, Idise). ! y/ Y4 P  L' X' w8 v
5 |; v4 _) J$ U7 {3 t  I
95.21 КБ
5 P: G: A, H) V4 Y) W: j# i/ UДороти Харди «Дисы» (1909)3 f: e! `/ z& K' C3 F$ s

2 W% d" t1 \" Y4 Z5 }# g$ h. tКто такие дисы? В разной литературе они определяются как женские божества, связанные с судьбой и войной. Западногерманские idisi, упоминаемые в Первом Мерзебургском заговоре (http://oldrussianmagic.com/index.php?topic=537.0), — по предположениям историков, женщины-воины или духи битвы, подобные валькириям( R+ c* _' N# I7 W) [; [" Q3 a
& d) u3 z+ l1 @; ]: f
Как пишет Фрейя Асвинн в книге «Мистерии и магия Севера» (http://annablaze.narod.ru/aswinn.htm), дисы и валькирии составляют особый класс существ, приближенных к людям и выступающих как посредницы между людьми и богами. Брунгильду из «Кольца нибелунгов» называют также дисой — в отличие от валькирий, она не бессмертна, однако обладает необычными силами.
0 G" w: i  e7 m* n9 _2 LВ целом дисы — обожествленные предки по женской линии. «Культ дис, — пишет Фрейя Асвинн, — это пережиток более древней матриархальной религии, распространенной в этих местностях [ареале расселения древнегерманских племен] задолго до зарождения религии асов».
; e8 F( T  G. J. N3 |' `
! g" [4 a/ P+ @: |/ oИ дисы, и валькирии, подобно норнам, участвуют в определении человеческой судьбы, или вирда. Однако, в отличие от норн, они действуют не на уровне коллективной судьбы, а на «частном» уровне, заботясь о конкретных людях, семьях и целых племенах. На поле боя задачей дис, как и валькирий, было провожать погибших воинов в Валгаллу.2 w# d5 I0 A5 M. ?( T* A$ f, K* K

5 @5 N& j' a  uНекоторые считают, что на представлениях о дисах и валькириях повлияли реальные скандинавские женщины, участвовавшие в войнах. В сагах их называют «девы щита» (норвежское skjaldmaer).
' V% }+ f  C. U4 m$ I& v( s7 [# m5 h5 w$ M
Кроме того, дисы ассоциировались с гаданием и колдовством. По-видимому, они были способны налагать оковы страха на врагов и снимать оковы со своих подопечных, пишет Фрейя Асвинн. В исландских сагах дисы являются либо в белых одеяниях — как помощницы, либо в черных — как олицетворение препятствующих сил. 2 l: \" y, Y$ z( b+ K
  o+ p1 v' [$ I) E, G* U
Посвященный дисам праздник Дисаблот в различных областях скандинавско-германского региона приходился на разные даты. В англосаксонской Англии он представлял собой ту самую Modraniht. В Норвегии он приходился на октябрь-ноябрь, в Швеции — на февраль-март. В «Саге о Херваре» (Hervarar saga) дисаблот отмечается осенью, а его ритуал проводит женщина. Культ дис имел очень важное значение. Им даже был посвящен особый храм в Упсале — Дисарсалль («чертог дис»)., f+ z0 }% W: S8 n, x

9 u0 l2 z! O  S" E: K# x. M7 PРазумеется, этот праздник вызывал крайнее недовольство церкви. Например, в правление Олава Трюггвасона (X век) в Норвегии сожгли прямо в доме нескольких женщин, праздновавших Дисаблот и отказавшихся принять христианство. 2 M9 ~$ s6 a4 ?( n& g% R
5 R2 f- u* @( Q% X0 @
Однако не только магические и реальные воительницы средневековой Скандинавии были связаны с этим праздником. Изображения древних богинь можно обнаружить и в наши дни во многих европейских домах накануне Рождества.
4 {& `% @% z/ a( t6 oГде же они скрываются?
0 R& N' r* a( a& ^, N" \: S& ^( I) S' T9 d6 h% R
383.26 КБ: Q" a* b2 B) N7 K' T
Йольский алтарь$ z  [$ j8 S) a5 t% Y9 k" ]
Источник - http://startliving-now.blogspot.ru/2010/12/interesting-christmas-history.html
9 r: I0 O1 H( O; ~& u) x% ?* W
, _$ v6 I& L' O- i5 ?" ~9 D( ~7 w7 GМногое из традиций Ночи Матерей перешло в рождественскую обрядность. Так, украшенная рождественская елка когда-то была символом Древа Жизни или Мирового Древа.
3 g$ p! w3 x3 UТрескучие рождественские поленья ранее зажигались в честь вновь родившегося Солнца (кстати, в германских языках Солнце — Sunna — было женского рода, подробнее здесь (на английском): http://freya.theladyofthelabyrinth.com/?page_id=397)8 ~+ U' |, _; S# ^. a5 D7 I
Звезда на верхушке дерева знаменовала собой Полярную звезду.
6 v# _, q% z# D$ n3 x: r6 _- M& U) A" VЧасть функций Матерей приняла на себя, естественно, Дева Мария. Так, на Оркнейских островах (Великобритания) ночь с 24 на 25 декабря называется Helya's Night (от holy — «священный»). В эту ночь призывали покровительство «Матери Мэри» (Midder Mary, т.е. Богородицы) на всех детей в доме. $ s* i3 s: g% S7 b/ T

) ?; w6 N$ L; u( ^0 \# pНо еще чаще древние богини превращались в народном сознании в ведьм и духов. Например, в Германии до сих пор сохранилось представление о том, что в ночь с 24 на 25 декабря по небу летает на метле ведьма по имени Лютцельфрау. Если не оставить ей небольшой подарок — в основном, конфеты, — она устроит беспорядок в доме.
' G) ^. q+ P1 E
' J. d( z, x4 U4 W8 ^2 aПо улицам же в это время бродит ряженая Перхта — одетая в черное старуха с косматыми волосами. Между тем когда-то Перхта (Берта) была богиней в южной Германии. Тайные обряды в честь нее проводились, судя по некоторым источникам, вплоть до середины XV века. 2 Y; f# }$ a8 j- L) \) N; U. N
Перхта была покровительницей прях. В сказках ее описывают как старуху с непропорционально большой ногой, растоптанной от постоянного нажимания на педаль прялки. Зимними ночами между Рождеством и Крещением Перхта проникала в человеческие дома. Если дети и слуге в доме хорошо себя вели весь год, она оставляла им под подушкой серебряную монету. Тех же, кто заслужил ее недовольство, Перхта жестоко наказывала, вскрывая им животы и набивая их соломой (да, архаичные представления бывают весьма недобрыми, из песни слов не выкинешь).5 V- r! K+ `/ l$ J# Y4 j2 V
Подробнее о ней можно прочесть здесь:4 |/ z5 G. ?" ~, J4 m
http://en.wikipedia.org/wiki/Perchta
9 {) V! e2 j% F- \8 bhttp://belissena.livejournal.com/11430.html
5 f! ?. k8 E& `2 dhttp://kavery.dreamwidth.org/1487209.html
' o0 T* H4 u  R) O: Y2 @" Y( g8 _' [6 \) @0 N& ]! {1 O6 {
20.36 КБ
- S4 Y' l/ {) i4 q7 Z4 DПерхта3 L$ i" b3 \2 K5 z  V5 x

; c& w  r, ^$ `' q: ^В Италии аналогичные представления сохранились в образе ведьмы Бефаны. Считается, что ее образ восходит к римской богине по имени Стрина (Стрения). Она «заведовала» зимними праздниками, а торжества в ее честь вызывали негодование ранних христиан из-за шума, буйства и распущенности.6 l1 c- ^" p2 w
В наши дни сказочную Бефану изображают как старуху, которая, накинув на плечи черную шаль, несется по воздуху на метле. Бефана обычно перепачкана в саже, ведь она проникает в дома через дымоход. Она посещает итальянских детей накануне Крещения (в Европе — 6 января) и наполняет их носки конфетами и подарками (если они вели себя хорошо) или кусками угля и палками (если плохо). Чтобы угодить Бефане, родители детей оставляют для нее на ночь угощение на блюде и стакан вина.
) n. ^: p/ t$ J, d8 S* n( B& d* F, e+ M" X% q
befana-1
4 Z$ a8 T8 J7 X6 j0 i/ JБефана
" h" |- }  j4 m2 T) t+ [6 n$ z8 S5 p' l2 m
Как легко заметить, во всех этих случаях используется архетип Старухи (Crone), тесно связанной с магией, зимой и миром мертвых.
  u2 X) v4 N1 c; x- V; n* QНаглядно он воплощен в другом сказочном персонаже — Госпоже Метелице (Frau Holle). Для северной Германии фрау Холле выполняет ту же роль, что Перхта для южной.
' L) h7 D: y1 k$ W6 c- C  h; GСогласно одной из сказок, она награждает трудолюбивую девушку и наказывает ее злую и ленивую сводную сестру. Многочисленные архаичные мотивы данного сюжета сближают фрау Холле с древнегерманской богиней Хольдой, скандинавской Хель — покровительницей мира мертвых, — и славянской Бабой-Ягой, посредницей и проводницей между миром мертвых и живых. " J0 a0 y' V; h
Как и дорога к Бабе-Яге, путь к фрау Холле лежит через колодец (классический путь в загробный мир). У ее дома пришельцев встречают волшебные печь и яблоня — то есть, она связана с такими древними умениями человека, как использование огня и культурных растений. Также фрау Холле управляет погодой (чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле) и учит людей разнообразному рукоделию, например, прядению и ткачеству. ; e! y. u" e1 ^( ?# I
Нередко она испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины. Например, в одной сказке рассказывается, как богатый и жестокосердный крестьянин побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питье старухе-нищенке (которой на самом деле была фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание фрау Холле сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.8 [9 W) u: K! q- _: o$ G" L
: j- N7 S3 Y  ]; P
frau-holle-G1_1600934 (1)2 _  J0 n9 z" i
Джульетта Мазина в роли фрау Холле (1985)
. ~6 e; }* e1 p. x
9 W4 X' x- ?; |! _! e+ ?Думаю, вы теперь не удивитесь, узнав, что особым днем фрау Холле также считалась та самая ночь с 24 на 25 декабря & G6 F9 G6 D7 m! Z5 l% Y+ J7 K
Католическая церковь так и не смогла побороть этот обычай. «В ночь Рождества Христова они [крестьяне] накрывают стол для Царицы Небесной, которую в народе зовут Фрау Хольда, надеясь, что она поможет им», — жаловался в своих записях один цистерцианский монах в середине XIII века.
$ E! D/ F" d- l# [1 N+ L  w7 P) XА историк Карло Гинзбург (Carlo Ginzburg) проследил удивительно схожие верования, существовавшие в Европе на протяжении тысячи лет. Во всех этих легендах описывалось, как мужчины и женщины по ночам совершают колдовские обряды, после которых взлетают в небо и следуют за богиней, которую разные народы знали, как Диану, Артемиду, Хольду, Госпожу Востока, Перхту, Эпону и еще под множеством других имен.
# a# l6 A2 `, i( x0 Z0 }4 }% G
: t' |0 V9 C' a5 z5 o/ M# G- w0 n- uИ вы будете смеяться, но добрая фея-крестная из сказки про Золушку — та самая, которая выходит из пламени очага и одним движением руки превращает тыкву в карету, а лохмотья — в роскошное платье, — это тоже она.
  `& _6 t! g# gИ хотя в сказке Золушка едет на бал, а не вылетает из окна, чтобы зимней ночью мчаться по небу, — но мы-то знаем )
& z2 |9 a$ V0 q- F! X3 |8 H4 v% H& H* U
woodroffe_cindy1
* p4 r! K$ X% \3 _9 X2 gФея-крестная в иллюстрации Пола Вудроффа, источник — http://surlalunefairytales.com/illustrations/cinderella/woodroffecindy.html6 [( ^  ]! K, K8 v: H' Y
9 L( D. p% A& |4 Q! a
Как же празднуют Ночь Матерей сейчас?3 m0 j+ }3 w3 d0 W- k1 V2 M$ `6 g
В наши дни немало женщин в Англии и США отмечают этот праздник, придумывая для него собственные обряды.
3 |2 l4 x9 f$ l) Q: x* DОдни зажигают новый огонь, празднуя рождение нового Солнца. Например, ближе к полуночи в доме выключают весь свет, затем зажигают одну большую свечу и от нее — свечи всех гостей. На стол ставят чашу с водой, в которой пляшут отблески пламени, и этой «звездной водой» символически умываются все присутствующие.  G& k& R8 ^: n# P4 Y7 F% f" `! f
Другие в Ночь Матерей пишут имена всех своих бабушек и прабабушек, зажигают свечи для них, рассказывают о них истории, приглашают разделить с собой чашку чая или бокал вина. «Я вяжу крючком, вспоминая, как меня учила этому прабабушка, — пишет хозяйка одного блога. — За работой я читаю молитву, начиная ее со слов: «Я — Сара, дочь Маргарет, дочери Патриции, дочери Маргарет, дочери Элизы, дочери Мэри из Ирландии. Я прошу здоровья для моих любимых. Я прошу исцеления для моей подруги, сражающейся с раком груди. Я прошу утешения для подруги, чья мать умерла год назад. Я прошу сил для моей племянницы, которая в этом году стала матерью... Я молюсь за всех матерей, которые жили задолго до меня, за моих современниц и за тех, кто придет после».
+ G% T. I7 N: y& M1 v. N; L4 ]( E' b, b9 {- M«Я зажгла свечу и мысленно обратилась к моим предкам-женщинам, — рассказывается в другом блоге, — называя по имени тех, кого я знаю, и обращаясь к тем, кто жили до них.... А потом кот прыгнул на стол и все испортил! Я успокоила его, и мы просто посидели в тишине».) n" V  H3 }6 z9 g
«Не расстраивайся, — утешают ее другие участницы, — кот просто почувствовал присутствие дис», — и желают ей хороших снов на ближайшие 12 ночей.
& Q+ J) q* P5 b& [% E) w. DКстати, эти сны нужно обязательно записывать — в эти 12 ночей, начинающихся с Ночи Матерей, грани между мирами особенно тонкие, и сны могут быть вещими.
, B* ]$ k$ H+ W* U/ i* y$ \7 B$ GТакже в эти дни принято кормить бездомных, работать волонтером и угощать незнакомых людей. Ведь никогда не знаешь, кто встретится тебе в облике нуждающегося. И когда заглянет на огонек фрау Холле, проверяя, добрые ли люди живут в этом доме
+ j* O2 Y9 B3 \8 i- Y; V" ~источник :http://femgoddess.livejournal.com/635.html
Nailya
Посты
2385
Город
Браччано
Откуда
Россия Саратовская обл.
С нами с
8.10.2012
Был(а)
24.2.2020

Старожил форума

Опубликовано 25.12.2014 19:21:34 Показать все сообщения

Re: Ночь Матерей

Спасибо, Альбина,    за интересную информацию, я узнала много нового для себя.
Ответить

Жалоба

L'alba
Посты
4427
Город
Модена
Откуда
С нами с
5.10.2012
Был(а)
29.5.2016

Старожил форума

 Автор| Опубликовано 27.12.2014 16:11:30 Показать все сообщения

Re: Ночь Матерей

Мне тоже было интересно, поэтому я поделилась
Ответить

Жалоба





GMT+3, 28.3.2024 13:43 , Processed in 4.732503 second(s), 47 queries , Gzip On.

Вернуться к началу