- L'alba
- Посты
- 4427
- Город
- Модена
- Откуда
- С нами с
- 5.10.2012
- Был(а)
- 29.5.2016
|
На вопрос, какой праздник отмечается в Англии в ночь с 24 на 25 декабря, в наши дни все с уверенностью ответят: Рождество.' A0 e8 r+ [& \, Z1 E; `7 o
Однако мало кто знает, что когда-то эта ночь была посвящена совсем другим божествам... Она называлась Ночью Матерей, и отголоски этого праздника встречались в разных странах Европы вплоть до самых недавних пор. кто такие Матери и как их почитали, какие элементы этого праздника вошли в рождественские обряды, что общего между римскими матронами, валькириями и сказочными ведьмами на метлах, как связаны Госпожа Метелица, Баба-Яга ?
- V2 s( D& R& t- [$ X
! _7 F! A. U3 q k5 UНазвание этого праздника известно в разных вариантах: Modranect, Modraniht, Modranicht, Modresnach
; i/ _8 H. m* c7 I0 CЕго первое описание оставил, как часто бывает, его яростный противник — Беда Достопочтенный (672-735), бенедиктинский монах и один из первых английских историков. В своем труде «Об исчислении времен» (De temporum ratione) он писал:1 k1 [4 H8 P/ `- a3 I) k
$ u, Z U* K$ J; m8 O( m( o* B
...год начался за восемь дней до январских календ [т.е. 25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Эту самую ночь, почитаемую нами столь священной, они [язычники] называют языческим словом Modranecht, то есть, “Ночь Матерей». Мы подозреваем, что это из-за обрядов, которые они устраивают в течение всей этой ночи...
0 Z# c$ u: z- M0 ]0 L) W
; J+ h. J+ }5 t [; }$ e6 v9 ?. dСлова эти были написаны в 730 году. А это значит, что спустя четыреста с лишним лет после после появления в Британии первых христиан «Ночь Матерей» все еще оставалась одним из самых важных праздников для англосаксов и составляла серьезную конкуренцию Рождеству. Что же это был за праздник?) h7 H' U6 O3 c
$ w5 \% P9 ?' p! t7 FТриада богинь, I-III в. н.э Oppidum de Vertault, Шатильон-сюр-Сен (Франция), хранятся в музее в Шатильоне, выставлялись также в музее кельтской культуры в Бибракте (http://www.bibracte.fr)! I! i% K+ m) m9 T
1 i* z+ i5 g; Y5 N
3-dm-lyon
0 @7 B( m1 b: @2 S+ V0 tТриада богинь, I-II вв. н.э., Лион. Хранятся в Musee des Beaux-Arts au Palais Saint-Pierre. ! Z8 q+ t. E4 q2 I$ U# h; i. s' j$ V
Богини изображены внутри морской раковины, каждая держит в руках рог изобилия.
4 m8 V7 ~+ l6 d1 r. n9 ]$ x6 p: D, y& _, @7 H" f0 y: f
Под обобщенным названием «Матерей» (лат. Matres et Matrones) известны женские божества, которых почитали в I-V веках н.э. в разных местах Европы: в Германии, Галлии (на территории нынешней Франции), северных районах Италии, на Иберийском полуострове (на территории сегодняшних Испании и Португалии), в Паннонии (Венгрии и Австрии). $ Y4 M+ G4 x/ [; W0 \
Интересно, что их изображения встречаются и у кельтов, и у германцев. Соответственно, это очень древний индоевропейский культ, свойственный народам разных языковых семей.
" M6 P3 j! a$ O
- u/ N# r% K, a: b: VЭти богини всегда изображаются втроем. Как правило, они привязаны к какому-то определенному месту, например, Matres Treverae («Матери города Тревер»), Matres Gallaicis («галицийские Матери»). Их изображения находят вблизи храмов, священных рек и колодцев. Но ничуть не реже их ставили и на домашних алтарях. Всего на сегодняшний день археологи обнаружили более 1000 таких статуэток.
3 \/ R& i' }8 Y: g. \Вот еще фотографии скульптур, изображающих трех богинь, из различных музеев Европы:8 \: y! |: M& i
# X4 Z# b0 }' n! A( F
http://www.flickr.com/photos/stanbury/3390065353/lightbox/# z% d: F$ c Z
http://www.flickr.com/photos/unforth/2581837994/
0 d, I/ X8 |/ Z# W' Dhttp://www.flickr.com/photos/stanbury/3390062813/
% ~0 l) P4 _9 C1 {; Q2 i; |http://www.floerken.de/cassius/aufaniae.htm+ C# ^" g) G# B6 O9 V6 m
http://jfbradu.free.fr/celtes/les-celtes/savoir-plus-desses-meres.php3! D. \- [. o/ Q# q
/ K m3 ^* J. h: s }$ [ m, WЧасто богини на таких изображениях держат детей, фрукты, домашних животных. Исследователи полагают, что основной функцией Матерей была защита конкретной семьи или племени. Богини всегда были тесно связаны с живущими рядом людьми, о чем свидетельствуют выцарапанные на статуэтках надписи с просьбами или благодарностями. К некоторым из этих богинь обращались и с особыми целями — например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве.
8 f8 j# t! {$ t: hУ Ночи Матерей была и пророческая функция — сон, увиденный в эту ночь, предвещал события будущего года.+ l& g& c0 D4 J" a0 S% A1 w% z
3 b( J% w7 G" SНо не одних только благожелательных богинь-покровительниц почитали в Ночь Матерей. Исследователи связывают этот праздник также с дисами (disir, Idise). ! y/ Y4 P L' X' w8 v
5 |; v4 _) J$ U7 {3 t I
95.21 КБ
5 P: G: A, H) V4 Y) W: j# i/ UДороти Харди «Дисы» (1909)3 f: e! `/ z& K' C3 F$ s
2 W% d" t1 \" Y4 Z5 }# g$ h. tКто такие дисы? В разной литературе они определяются как женские божества, связанные с судьбой и войной. Западногерманские idisi, упоминаемые в Первом Мерзебургском заговоре (http://oldrussianmagic.com/index.php?topic=537.0), — по предположениям историков, женщины-воины или духи битвы, подобные валькириям( R+ c* _' N# I7 W) [; [" Q3 a
& d) u3 z+ l1 @; ]: f
Как пишет Фрейя Асвинн в книге «Мистерии и магия Севера» (http://annablaze.narod.ru/aswinn.htm), дисы и валькирии составляют особый класс существ, приближенных к людям и выступающих как посредницы между людьми и богами. Брунгильду из «Кольца нибелунгов» называют также дисой — в отличие от валькирий, она не бессмертна, однако обладает необычными силами.
0 G" w: i e7 m* n9 _2 LВ целом дисы — обожествленные предки по женской линии. «Культ дис, — пишет Фрейя Асвинн, — это пережиток более древней матриархальной религии, распространенной в этих местностях [ареале расселения древнегерманских племен] задолго до зарождения религии асов».
; e8 F( T G. J. N3 |' `
! g" [4 a/ P+ @: |/ oИ дисы, и валькирии, подобно норнам, участвуют в определении человеческой судьбы, или вирда. Однако, в отличие от норн, они действуют не на уровне коллективной судьбы, а на «частном» уровне, заботясь о конкретных людях, семьях и целых племенах. На поле боя задачей дис, как и валькирий, было провожать погибших воинов в Валгаллу.2 w# d5 I0 A5 M. ?( T* A$ f, K* K
5 @5 N& j' a uНекоторые считают, что на представлениях о дисах и валькириях повлияли реальные скандинавские женщины, участвовавшие в войнах. В сагах их называют «девы щита» (норвежское skjaldmaer).
' V% }+ f C. U4 m$ I& v( s7 [# m5 h5 w$ M
Кроме того, дисы ассоциировались с гаданием и колдовством. По-видимому, они были способны налагать оковы страха на врагов и снимать оковы со своих подопечных, пишет Фрейя Асвинн. В исландских сагах дисы являются либо в белых одеяниях — как помощницы, либо в черных — как олицетворение препятствующих сил. 2 l: \" y, Y$ z( b+ K
o+ p1 v' [$ I) E, G* U
Посвященный дисам праздник Дисаблот в различных областях скандинавско-германского региона приходился на разные даты. В англосаксонской Англии он представлял собой ту самую Modraniht. В Норвегии он приходился на октябрь-ноябрь, в Швеции — на февраль-март. В «Саге о Херваре» (Hervarar saga) дисаблот отмечается осенью, а его ритуал проводит женщина. Культ дис имел очень важное значение. Им даже был посвящен особый храм в Упсале — Дисарсалль («чертог дис»)., f+ z0 }% W: S8 n, x
9 u0 l2 z! O S" E: K# x. M7 PРазумеется, этот праздник вызывал крайнее недовольство церкви. Например, в правление Олава Трюггвасона (X век) в Норвегии сожгли прямо в доме нескольких женщин, праздновавших Дисаблот и отказавшихся принять христианство. 2 M9 ~$ s6 a4 ?( n& g% R
5 R2 f- u* @( Q% X0 @
Однако не только магические и реальные воительницы средневековой Скандинавии были связаны с этим праздником. Изображения древних богинь можно обнаружить и в наши дни во многих европейских домах накануне Рождества.
4 {& `% @% z/ a( t6 oГде же они скрываются?
0 R& N' r* a( a& ^, N" \: S& ^( I) S' T9 d6 h% R
383.26 КБ: Q" a* b2 B) N7 K' T
Йольский алтарь$ z [$ j8 S) a5 t% Y9 k" ]
Источник - http://startliving-now.blogspot.ru/2010/12/interesting-christmas-history.html
9 r: I0 O1 H( O; ~& u) x% ?* W
, _$ v6 I& L' O- i5 ?" ~9 D( ~7 w7 GМногое из традиций Ночи Матерей перешло в рождественскую обрядность. Так, украшенная рождественская елка когда-то была символом Древа Жизни или Мирового Древа.
3 g$ p! w3 x3 UТрескучие рождественские поленья ранее зажигались в честь вновь родившегося Солнца (кстати, в германских языках Солнце — Sunna — было женского рода, подробнее здесь (на английском): http://freya.theladyofthelabyrinth.com/?page_id=397)8 ~+ U' |, _; S# ^. a5 D7 I
Звезда на верхушке дерева знаменовала собой Полярную звезду.
6 v# _, q% z# D$ n3 x: r6 _- M& U) A" VЧасть функций Матерей приняла на себя, естественно, Дева Мария. Так, на Оркнейских островах (Великобритания) ночь с 24 на 25 декабря называется Helya's Night (от holy — «священный»). В эту ночь призывали покровительство «Матери Мэри» (Midder Mary, т.е. Богородицы) на всех детей в доме. $ s* i3 s: g% S7 b/ T
) ?; w6 N$ L; u( ^0 \# pНо еще чаще древние богини превращались в народном сознании в ведьм и духов. Например, в Германии до сих пор сохранилось представление о том, что в ночь с 24 на 25 декабря по небу летает на метле ведьма по имени Лютцельфрау. Если не оставить ей небольшой подарок — в основном, конфеты, — она устроит беспорядок в доме.
' G) ^. q+ P1 E
' J. d( z, x4 U4 W8 ^2 aПо улицам же в это время бродит ряженая Перхта — одетая в черное старуха с косматыми волосами. Между тем когда-то Перхта (Берта) была богиней в южной Германии. Тайные обряды в честь нее проводились, судя по некоторым источникам, вплоть до середины XV века. 2 Y; f# }$ a8 j- L) \) N; U. N
Перхта была покровительницей прях. В сказках ее описывают как старуху с непропорционально большой ногой, растоптанной от постоянного нажимания на педаль прялки. Зимними ночами между Рождеством и Крещением Перхта проникала в человеческие дома. Если дети и слуге в доме хорошо себя вели весь год, она оставляла им под подушкой серебряную монету. Тех же, кто заслужил ее недовольство, Перхта жестоко наказывала, вскрывая им животы и набивая их соломой (да, архаичные представления бывают весьма недобрыми, из песни слов не выкинешь).5 V- r! K+ `/ l$ J# Y4 j2 V
Подробнее о ней можно прочесть здесь:4 |/ z5 G. ?" ~, J4 m
http://en.wikipedia.org/wiki/Perchta
9 {) V! e2 j% F- \8 bhttp://belissena.livejournal.com/11430.html
5 f! ?. k8 E& `2 dhttp://kavery.dreamwidth.org/1487209.html
' o0 T* H4 u R) O: Y2 @" Y( g8 _' [6 \) @0 N& ]! {1 O6 {
20.36 КБ
- S4 Y' l/ {) i4 q7 Z4 DПерхта3 L$ i" b3 \2 K5 z V5 x
; c& w r, ^$ `' q: ^В Италии аналогичные представления сохранились в образе ведьмы Бефаны. Считается, что ее образ восходит к римской богине по имени Стрина (Стрения). Она «заведовала» зимними праздниками, а торжества в ее честь вызывали негодование ранних христиан из-за шума, буйства и распущенности.6 l1 c- ^" p2 w
В наши дни сказочную Бефану изображают как старуху, которая, накинув на плечи черную шаль, несется по воздуху на метле. Бефана обычно перепачкана в саже, ведь она проникает в дома через дымоход. Она посещает итальянских детей накануне Крещения (в Европе — 6 января) и наполняет их носки конфетами и подарками (если они вели себя хорошо) или кусками угля и палками (если плохо). Чтобы угодить Бефане, родители детей оставляют для нее на ночь угощение на блюде и стакан вина.
) n. ^: p/ t$ J, d8 S* n( B& d* F, e+ M" X% q
befana-1
4 Z$ a8 T8 J7 X6 j0 i/ JБефана
" h" |- } j4 m2 T) t+ [6 n$ z8 S5 p' l2 m
Как легко заметить, во всех этих случаях используется архетип Старухи (Crone), тесно связанной с магией, зимой и миром мертвых.
u2 X) v4 N1 c; x- V; n* QНаглядно он воплощен в другом сказочном персонаже — Госпоже Метелице (Frau Holle). Для северной Германии фрау Холле выполняет ту же роль, что Перхта для южной.
' L) h7 D: y1 k$ W6 c- C h; GСогласно одной из сказок, она награждает трудолюбивую девушку и наказывает ее злую и ленивую сводную сестру. Многочисленные архаичные мотивы данного сюжета сближают фрау Холле с древнегерманской богиней Хольдой, скандинавской Хель — покровительницей мира мертвых, — и славянской Бабой-Ягой, посредницей и проводницей между миром мертвых и живых. " J0 a0 y' V; h
Как и дорога к Бабе-Яге, путь к фрау Холле лежит через колодец (классический путь в загробный мир). У ее дома пришельцев встречают волшебные печь и яблоня — то есть, она связана с такими древними умениями человека, как использование огня и культурных растений. Также фрау Холле управляет погодой (чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле) и учит людей разнообразному рукоделию, например, прядению и ткачеству. ; e! y. u" e1 ^( ?# I
Нередко она испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины. Например, в одной сказке рассказывается, как богатый и жестокосердный крестьянин побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питье старухе-нищенке (которой на самом деле была фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание фрау Холле сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.8 [9 W) u: K! q- _: o$ G" L
: j- N7 S3 Y ]; P
frau-holle-G1_1600934 (1)2 _ J0 n9 z" i
Джульетта Мазина в роли фрау Холле (1985)
. ~6 e; }* e1 p. x
9 W4 X' x- ?; |! _! e+ ?Думаю, вы теперь не удивитесь, узнав, что особым днем фрау Холле также считалась та самая ночь с 24 на 25 декабря & G6 F9 G6 D7 m! Z5 l% Y+ J7 K
Католическая церковь так и не смогла побороть этот обычай. «В ночь Рождества Христова они [крестьяне] накрывают стол для Царицы Небесной, которую в народе зовут Фрау Хольда, надеясь, что она поможет им», — жаловался в своих записях один цистерцианский монах в середине XIII века.
$ E! D/ F" d- l# [1 N+ L w7 P) XА историк Карло Гинзбург (Carlo Ginzburg) проследил удивительно схожие верования, существовавшие в Европе на протяжении тысячи лет. Во всех этих легендах описывалось, как мужчины и женщины по ночам совершают колдовские обряды, после которых взлетают в небо и следуют за богиней, которую разные народы знали, как Диану, Артемиду, Хольду, Госпожу Востока, Перхту, Эпону и еще под множеством других имен.
# a# l6 A2 `, i( x0 Z0 }4 }% G
: t' |0 V9 C' a5 z5 o/ M# G- w0 n- uИ вы будете смеяться, но добрая фея-крестная из сказки про Золушку — та самая, которая выходит из пламени очага и одним движением руки превращает тыкву в карету, а лохмотья — в роскошное платье, — это тоже она.
`& _6 t! g# gИ хотя в сказке Золушка едет на бал, а не вылетает из окна, чтобы зимней ночью мчаться по небу, — но мы-то знаем )
& z2 |9 a$ V0 q- F! X3 |8 H4 v% H& H* U
woodroffe_cindy1
* p4 r! K$ X% \3 _9 X2 gФея-крестная в иллюстрации Пола Вудроффа, источник — http://surlalunefairytales.com/illustrations/cinderella/woodroffecindy.html6 [( ^ ]! K, K8 v: H' Y
9 L( D. p% A& |4 Q! a
Как же празднуют Ночь Матерей сейчас?3 m0 j+ }3 w3 d0 W- k1 V2 M$ `6 g
В наши дни немало женщин в Англии и США отмечают этот праздник, придумывая для него собственные обряды.
3 |2 l4 x9 f$ l) Q: x* DОдни зажигают новый огонь, празднуя рождение нового Солнца. Например, ближе к полуночи в доме выключают весь свет, затем зажигают одну большую свечу и от нее — свечи всех гостей. На стол ставят чашу с водой, в которой пляшут отблески пламени, и этой «звездной водой» символически умываются все присутствующие. G& k& R8 ^: n# P4 Y7 F% f" `! f
Другие в Ночь Матерей пишут имена всех своих бабушек и прабабушек, зажигают свечи для них, рассказывают о них истории, приглашают разделить с собой чашку чая или бокал вина. «Я вяжу крючком, вспоминая, как меня учила этому прабабушка, — пишет хозяйка одного блога. — За работой я читаю молитву, начиная ее со слов: «Я — Сара, дочь Маргарет, дочери Патриции, дочери Маргарет, дочери Элизы, дочери Мэри из Ирландии. Я прошу здоровья для моих любимых. Я прошу исцеления для моей подруги, сражающейся с раком груди. Я прошу утешения для подруги, чья мать умерла год назад. Я прошу сил для моей племянницы, которая в этом году стала матерью... Я молюсь за всех матерей, которые жили задолго до меня, за моих современниц и за тех, кто придет после».
+ G% T. I7 N: y& M1 v. N; L4 ]( E' b, b9 {- M«Я зажгла свечу и мысленно обратилась к моим предкам-женщинам, — рассказывается в другом блоге, — называя по имени тех, кого я знаю, и обращаясь к тем, кто жили до них.... А потом кот прыгнул на стол и все испортил! Я успокоила его, и мы просто посидели в тишине».) n" V H3 }6 z9 g
«Не расстраивайся, — утешают ее другие участницы, — кот просто почувствовал присутствие дис», — и желают ей хороших снов на ближайшие 12 ночей.
& Q+ J) q* P5 b& [% E) w. DКстати, эти сны нужно обязательно записывать — в эти 12 ночей, начинающихся с Ночи Матерей, грани между мирами особенно тонкие, и сны могут быть вещими.
, B* ]$ k$ H+ W* U/ i* y$ \7 B$ GТакже в эти дни принято кормить бездомных, работать волонтером и угощать незнакомых людей. Ведь никогда не знаешь, кто встретится тебе в облике нуждающегося. И когда заглянет на огонек фрау Холле, проверяя, добрые ли люди живут в этом доме
+ j* O2 Y9 B3 \8 i- Y; V" ~источник :http://femgoddess.livejournal.com/635.html |
|