- Люлёк
- Посты
- 6372
- Откуда
- С нами с
- 11.10.2012
- Был(а)
- 1.2.2023
|
Re: О демократии, о дерьмократии и о правовом государстве.
Я ещё обещала высказать мнение об англосаксонских странах. Вот нашлась минутка, так напишу. Когда-то я наткнулась на статью в "Литературке" с совершенно незнакомым мне материалом. Статья утверждала (если коротко), что залог успеха и экономического процветания некоторых стран в отличие от других (ну, в общем и целом, речь не шла об экономическом кризисе) связан с преобладанием в этих странах ... протестантской религии. Про эту религию я вообще мало что знаю, статью искать времени нет, так я просто накопирую матриал из разных источников, иллюстрирующих эту мысль. Т.е. мнение не моё, я только нахожу его более логичным, нежели связь экон. процветания с демократией. Ведь если так рассуждать, то было бы демократия=процветание, а это, как мы видим на примере очень многих стран, отнюдь не так - на процветание влияют очень разные факторы (и климат, как я писала выше, и менталитет народа, как написала Таня в теме про Поднебесную, в том числе), и демократия в их ряду - на одном из последних мест (на мой взгляд). Итак, про протестантов и процветание:
$ A8 y1 Z, n" r" @$ U& x/ `& h1 Z- m0 G4 Z
Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году.
6 \2 e5 k. J- K% p: f3 I' u4 V' d# {) \8 f- E) h
М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия.
2 |0 W G$ u* N! {( H: x% r) B
( ^# n6 O; F- j" PПо мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М. Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, и Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М. Вебер различал «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах.
9 O' P) y2 X: [2 i
2 R2 h, a+ n# W0 P% _Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения.
/ t- H# S- R( _0 q: d- z: z @: C: g: B! |
В противоположность протестантам, капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями.7 @" z3 B6 P+ f4 Q8 F+ Z% D
8 x, `; c5 m4 _9 t4 D
Этика, подобная протестантской, рождается в тех обществах, где предпринимательская деятельность рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая. И наоборот, если общество с подозрением относится к обогащению путём интенсивного труда (либо считает это невозможным) и рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом.5 V( g1 k$ J. Q( J5 m( g) d
+ E5 @# k6 `' W; b
Некоторые социологи считают, что этика, подобная протестантской, может присутствовать лишь в тех этических системах, в которых имеется оптимальный баланс обязанностей и прав человека (чувство долга заставляет человека трудиться, а права защищают от посягательств на результаты его труда). Согласно этой точке зрения, в современных протестантских странах трудовая этика ухудшается из-за чрезмерного смещения акцента с чувства долга на реализацию прав. В наиболее проигрышном положении находятся общества, в которых и чувство долга, и права развиты в слабой степени. |
|