People&Countries

Болгария

 

форум
объявления
блоги
города
пляжи
страховка для ВНЖ

Португалия

 

форум
новости
статьи
города
эмиграция

компании

Италия

 

форум
новости
объявления
блоги
статьи
фото

Все страны

 

Германия
США
Франция
Чехия
Россия
Украина

Блог

Бакаджик

Топ 3Читали блог: 713 Создано: 16.4.2019 22:17 |Категории:Болгария

Двенадцатого апреля 1877 года (двадцать четвертого  апреля по новому стилю) в Кишиневе император России Александр ІІ объявил войну Османской империи, которая стала освободительной для болгарского народа. В этот же день состоялся военный парад, в котором вместе с русскими войсками маршировали и дружины болгарского ополчения.

Я немного хочу рассказать о месте, которое  появилось  по предложению русских и с их помощью.

Бакаджикский манастирь "Св. Спас" – мужской монастырь Сливенской епархии болгарской православной церкви, расположенный на северном склоне горы Бакаджик, близ села Чарган, общины Тунджа, Ямбольской области, всего в десяти километрах от Ямбола.

Бакаджикский  монастырь Свети Спас построен после Освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 годы на месте разрушенного во время апрельского восстания  1876 года  монастыря. В начале 1879 года  генерал-лейтенант Михаил Скобелев обсудил с гражданами Ямбола идею  строительства храма в честь русских войск. Решено было воздвигнуть  параклис на первой вершине Бакаджика (Среднегорие). Генерал –лейтенант Михаил Скобелев подарил будущему храму евангелие и  гравированный крест. Строительство производилось силами тридцатой пехотной дивизии и  было завершено при болгаро-русской финансовой помощи. Среди жертвователей были также мать и сестра генерала Скобелева. Местное население, довольно бедное, в основном помогало  своим трудом.  Люди приносили из дома то, что имели, овечью шерсть, пшеницу, коноплю, шкуры....организовывали аукционы и полученные деньги отдавали на строительство храма. Иконостас  был сделан русскими монахами, а  хоругвий и иконы были привезены из Киево-Печорской лавры.  В 1884 году  состоялось официальное открытие храма.

Двенадцатого  мая 1879 года  протоиерий Алексий Кузнецов,  благочинный 30-й пехотной дивизии, вместе с её командиром генералом Шнитниковым,  заложил у села Чарган, в тринадцати  верстах от города Ямбол, каменную церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память о спасении Императора Александра II  после  покушении на него  Каракозова, второго  апреля того же года. Интересно, люди и вправду верят, что это может помочь, либо же это какие-то политические действия?  На закладке присутствовало и болгарское духовенство, но из-за проблем в греко-болгарской религиозной проблеме, болгарское духовенство службу служить не могло. Во всех этих взаимоотношениях болгаро-греческих, русско-украинско-греческих даже копаться не хочу. Весь этот делёж воспринимаю лишь как делёж бабла, ну и борьбой за безмолвную  паству естественно.

Пока интересовалась монастырем, храмом, параклисом, слышала много интересного о взаимоотношении болгар и русских, о том, за что  болгары должны быть благодарны русским и за что болгары обижены на русских и в чём болгар подставили русские.  Интересно, оказывается, русские да, помогли болгарам в победе над турками, но для чего? Чтобы поставить своих ставленников,  вместо турецких? Или чисто дружеская помощь без долгов?  Не впервые встречаю в Болгарии любителей истории , они есть и в Поморие. Что удивительно, на каждый момент в истории есть разные взгляды, получается, что наш форум, тоже далеко не ушёл. Любой момент истории можно рассматривать с разных точек зрения. Был Сан-Стефанский договор, но совсем скоро случился Берлинский. Да, русские помогли болгарам в 1877-1878 годах, но во время Балканской войны, воевали против болгар!  Получается, если смотреть совсем просто, освободили, поставили своего ставленника, когда русский ставленник Александр Баттенберг  как бы перешёл на сторону болгарского мнения в  отношении  дел из-за строительства железной дороги в Астро-Венгрию, отозвали его.  Также к балканской войне отозвали  и своих военных из Болгарии, а затем  выступили на стороне сербов и румын. Мда, ушла я совсем в другие дебри. Правды уже и не найти. Каждый домысливает так,  как хочет. Например, в Поморие есть болгарин, который считает и распространяет то, что все значимые люди мира имеют предков-болгар, даже Пушкин Александр Сергеевич )))). Смешно, хотя, кто его знает)))). Вообще покопала я в этой области, говорила с многими местными любителями истории – не всё так однозначно. Собираюсь съездить, как найду для этого время, посмотреть деревню, то место, где жил в Болгарии Лев Толстой, если историки не шутят.  Но сейчас речь не о том.

Этот блог я начала писать непростотак.  А после того, как в теме “Религия. Вера” рассказала о поездке к бывшему монастырю, к храму, где людям просто захотелось что-то сделать. Я не могу говорить за других, у каждого свой мозг и в нем свои мысли. Не знаю, показуха ли это или такая потребность , или просто считают что так нужно, но видела, как молодые люди, их дети, подходя к храму, услышав звон колоколов, начинают креститься.  В эти дебри я не лезу. Я просто, захотела и поехала. Затем захотелось поехать ещё раз, через неделю, тем более подруга решила там помыть  люстру в храме “Александра Невского”.  

Я как-то прикипела к форуму, он мне нравится, нравятся люди, здесь я нашла своих друзей в разных частях Болгарии, теперь мы встречаемся и общаемся, даже приколы aldmitri не замечаю, может быть потому, что он мне когда-то помог, а я благодарный и не конфликтный человек, мне проще, просто отойти и что-то не замечать.  Это я к тому, что удивилась, когда на мои слова, что мы ездили помыть люстру, посыпались непонятные посты и комментарии.

Я написала, поделилась поездкой, которая мне была нужна. “Мы не постимся, не ходим поминать близких по религиозным праздникам. Мы помним ушедших близких всегда и посещаем места их захоронения по зову сердца. Сегодня, с нашей форумчанкой вдвоём ездили в мужской монастырь Св.Спас, и в храме Александра Невского мыли люстру. С моей стороны громко сказано - мыли, я в помощницах была.
      Просто сердце рвалось на части. Иеромонах обнял,  прижал к себе,  слезы сами полились из глаз, он такой душевный, тёплый человек.”

А в ответ. Cheroki  - Поп на клининг-услугах экономит. Ханик – идея 5. Aldmitri - С каких пор православие вам близко стало? Cheroki – “Мне непонятно - что делать атеисту в церкви? Да ещё и люстры мытьhttp://peopleandcountries.com/static/image/smiley/qip/bm.gif Если Вы надеетесь, что наверху зачтут, то очень ошибаетесь. Господу Богу люстры не нужны. Сын Божий вообще при лучине родился.
Бородатый анекдот для Вас:
Приходит еврей в общую баню с крестиком на шее. Все на него таращатся - то на крест, то на ... Тут один не выдерживает, и говорит: - Иосиф Соломонович, вы, или крестик снимите, или трусы наденьте...”

Странно, что вы ещё меня не понимаете. Сейчас расскажу, почему я туда поехала, люстра люстрой, но причина – душевная боль . Я так думаю, нужно было место поплакать, а может быть просто, прижаться к понимающему мужскому плечу.  Поплакать и повыть в квартире – соседи полицию вызовут.))  Поехать в лес порыдать – как-то стрёмно очень. А в храме одиноком нет никого. Прижал иеромонах к своей груди,  и я смогла зарыдать, села в уголок, вылила из себя горе и пошла дальше,  подняв голову и улыбаясь.  Не знаю, говорят время лечит, у меня времени прошло слишком мало, может поэтому, боль не отпускает.  Но видимо на данный момент, мне нужна  была эта поездка. А люстра – это люстра, которой 140 лет, которая дышит историей. На которую смотришь, удивляешься, столько лет, а она висит.  Представляешь, что вот точно также, как я смотрю на нее, когда-то смотрел , ну а дальше всё по вашей фантазии, кто на что горазд. )))) Религия тут вообще не причём, и пост мой был в теме о религии, так как я выставляла фото оттуда и поездка была в храм, но не с религиозными целями.
        

Ну так вот, возвращаемся к нашему монастырю. Храм  во имя святого Александра Невского был задуман и построен с  такими размерами:  шестнадцать метров семьдесят  сантиметров в длину и пять  метров двадцать сантиметров  в ширину.  В нём, по старому обычаю, было сделано и женское отделение, так же, как делали во время турецкого ига. При церкви без колокольни был открыт мужской монастырь во имя Святого Спаса, который числился в составе Херсонской епархии, управлялся Санкт-Петербургским митрополитом. Настоятелем монастыря стал бывший полковник иеромонах Парфений,  в миру -Павлов. Монастырь владел полями, скотом и пасекой и большим виноградником. На территории были построены  два двухэтажных дома для братии и хозяйственные постройки. Неподалеку от монастыря, на горе Бакаджик, стояла деревянная Вознесенская часовня, очень почитаемая окрестными жителями. На праздник Вознесение к ней стекались тысячи паломников, благодаря пожертвованиям от  которых,  монастырь и мог существовать. В 1900 году после смерти иеромонаха Парфения (Павлова) настоятелем был назначен иеромонах Ювеналий – Загорулько. В 1902 году на русские деньги, вместо деревянного, было выстроено каменное здание часовни, освящённое тридцатого  августа того же года митрополитом Сливенским, а также каменная гостиница.  После вступления Болгарии в октябре 1915 году в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии монастырь становится жертвой русофоба Васила Христова Радославова , он дважды занимал должность премьер-министра Болгарии. Жизнь его не однозначна, после войны он бежал в Германию, был приговорен к пожизненному заключению за политику во время первой мировой войны, затем амнистирован, короче круговерть, умер в Берлине, похоронен в Софии с почестями.  Кстати, он назвал монастырь – гнездом русского шпионажа, что-то напомнило мне позднюю  воинствующую Великобританию))))))))).  История – как кино, можно повернуть в любую сторону. Одни пишут, что русские подставили болгар в балканской войне, другие полную противоположность.  Ювеналия, которого обожало местное население, отправили в город Котёл, где он и умер. Основное имущество монастыря оказалось опечатано, а управлять обителью назначили болгарского иеромонаха Кассиана. Менялось управление, монахи, а также жизнь обители.  К 1921 году в  Ямболе обосновалось военное училище Войска Донского и появились два русских воинских кладбища, на одном из которых  был воздвигнут памятник погребённым-эмигрантам, которым была передана Александро-Невская церковь. В 1934 году обитель переходит в юрисдикцию Болгарской православной церкви. В 1938 году по просьбе архиепископа Серафима (Соболева) Священный Синод Болгарской православной церкви оказал материальную помощь русскому монастырю Святого Спаса.

В 2014 году, монахов там уже не было, монастырь и территорию вокруг него поддерживал один болгарский священник  и его супруга.

На данный момент в  Бакаджикском  монастыре нет ни одного монаха.  За монастырем приглядывает  и живёт там только один человек,  иеромонах Софроний. Рядом сохранились домик и хозяйственные постройки.  Интересна жизнь иеромонаха. Он ранее был женат на русской женщине, очень любит Россию и Болгарию, знает хорошо историю, рассказывает её с множеством фактов и дат, память  у него  феноменальная. Восхищаюсь такими людьми. После смерти супруги, если не ошибаюсь в 2000 году, он пошёл учиться и стал иеромонахом.

                При первой поездке в храм, я сказала организатору, я чисто приехала извозчиком и посмотреть достопримечательности в округе. Пока, все занимались своим делом, мне удалось посмотреть  параклис в горе, очень интересное место.  В Параклисе течёт родник с минеральной водой, в которой много магнезии и кальция. Попасть в параклис можно только с помощью иеромонаха, так как он закрыт на замок, вода там ледяная. Из стены выдолблены две фигуры, монаха и русского солдата в мундире времён русско-турецкой войны.  За родником фигуры итальянского мастера, иисуса христа и самарянки. Мне почему то подумалось, что итальянский скульптор не тех изображал, женщину точно.  Но это моё личное видение.  Параклис обновлен в 1915-1916 годах с посощью ротари клуба Ямбола. Вообще рокеры во многих странах принимают участие в восстановительных работах памятников и храмов.  На вратах параклиса написано,  Параклис. Изворът на Самарянката”.  В основном храм живёт на дарение. Например, ограда подарена  семейством Тодоровых, Тотевых и Йордановых. Ворота подарены семействами Радевых, Ивановых и Русевых. Висят такие таблички. На воротах табличка «Св. Спас”. Храм Александра Невского. На нем висит табличка  о том, что это -  Първият в България храм-паметник на руско-българска война слава «Александър Невски” издигнат в 1879г. По заповед на генерал Скобелев в памет на героите от 30-та пехотна дивизия, руси и българи, дали живота си за свободата на родината ни. Думаю, перевод тут не требуется.

                Справа от Параклиса находится памятник с цифрами 1878, надписью: В памят на братятаруси и българите опълченци от 30-та пехотна дивизия, проляли кръвта си за освобождението на България от османско робство. От признателното ямболско гражданство. Далее идёт полный список погибших. У монумента всегда цветы.

                Очень интересно, что много лет назад, Ямбол назывался Диосполис, то есть божий город. Названия Бакаджик тоже не было, эта местность называлась  Свети Спас планина. В самом начале Бакаджик назывался Бабаджих, корень баба. Я всегда думала, что баба – это бабушка, но мне объяснили, что в данном случае,  баба означает татко, баща, а в церковном смысле- отец. То есть название Свети Спас планина взято не от балды, а от отец, святое лицо, монах и следовательно означает – монашеская обитель, монастырь.  Кстати, мама генерала Скобелева, которую звали Ольга, называла это место – горой Вознесения.

                Второй памятник русско-болгарской освободительной войне – храм памятник «Св.Александър Невски” построен через 25 лет после Бакаджийского, а освещен через 40 лет после него.

                Михаил Дмитриевич Скобелев подарил храму  великолепное евангелие и массивный гравированный крест.

                Восхитил огромный  монумент  на горе.  четвёртого ноября 1987 года на месте сгоревшего в 1876 году старого монастыря «Св. Спас» был открыт величественный монумент болгаро-русской дружбе и братству.  Монумент,  представляет из себя развевающиеся  бетонные  флаги, высота их  34.15 метра, стоящие на гранитном столбе высотой 1073 метра. Посмотришь в одну сторону с горы, увидишь Болгарию, посмотришь в другую сторону, увидишь Турцию. Впечатляет это место, но минусы то же есть. Поскольку он не охраняем, а придурки везде есть, памятник на высоте досягаемости руки, исписан граффити, типа я тут был, Сиси + Миро = любовь, иисус – царь….ну и всё такое в том же духе. Гора и вправду высокая, ветер там гуляет нешуточный, попыталась снять видео, стоя на краю горы, так меня чуть не унесло в Турцию.)))). Вовремя сообразила, что никого поблизости нет, унесет и концы в воду, только по стоящей у монумента машине поймут, что здесь кто-то был и куда-то исчез. Если никто машину не скоммуниздит, цыгане или граффитчики. 

                Болгарский народ, понимающий, благодарный и  помнящий свою историю. Прямо из скалы выпирает огромный валун и на нем написано:»За българския народ дружбата със съветския съюз  е тъй жизнено необходима както слънцето и въздухът за всяко живо същество. Г.Димитров  Могу допускать ошибки в писании, так как не все буквы понятны. Время делает своё дело.

                Спускаюсь от памятника на горе. Вижу,  что-то в лесу сереет огромное. Останавливаюсь, смотрю, а это - огромный валун в лесу, на нём надпись: През 1878 г., далее слова Скобелева, но увы они трудно читаемы. Дожди, снег, непогода сделали своё дело.

                Течет родник. Камень у  его выхода из горы и на нём надпись: «заплакала е гората гората и планината заради индже войвода”.

Еду дальше, вижу тёмный монумент, на нем надпись. Памятник погибшим  при трагическом инциденте на Бакаджике 28 мая 2009 года. Список фамилий, восемнадцать погибших. Спросила у иеромонаха, что случилось. Я такое даже предположить не могла.  Оказалось, что у едущего вниз автобуса отказали тормоза, а это крутая гора. Случилось, что там было в этот день много людей. Страшная трагедия, в память о которой установили этот монумент со списком фамилий всех погибших.

Когда мы первый раз ездили в Монастырь группой, в составе были русские, украинцы, болгары, ну и татары конечно же! Все дружно и хорошо работали, точно также дружно накрыли в трапезной стол и хорошо вместе поужинали весело общаясь. Так что, это место сплочения народов.)))

Немного для смеха. Когда русские там работали, подъехали мужчина и женщина из Поморие, пошли в параклис, набрали воды, зашли в храм и увидев русских работающих, спросили, а что вы тут делаете, а? Все улыбнулись, когда одна из помориек , по имени Ирина, сказала – коммунистический субботник. На лице болгарина появилось удивление и он сказал: только русские умеют бесплатно работать. Вот уж не знаю, то ли похвалил, то ли удивился, и покачал головой, может укоризненно, а может,  одобрительно  восхищаясь, так как ему это не дано.

Насчет климата на Бакаджике.  Он очень интересный. Зимой снежная погода, летом там прохладно и влажно. Многие ямбольцы и население ближайших окрестностей приезжают туда летом отдохнуть от жары. В  направлении монумента Дружбы построено несколько отелей. В монастыре строится гостиница.

Вот как-то так.

Поделится в соц.сетях:
2

5+

4

3

2

1

Мнения друзей (2 чел.)

Комментарии

"Параклис обновлен в 1915-1916 годах с посощью ротари клуба Ямбола. Вообще рокеры во многих странах принимают участие в восстановительных работах памятников и храмов."
Рокеры!!! Класс!     

GMT+3, 27.4.2024 03:09 , Processed in 1.073861 second(s), 28 queries , Gzip On.

Вернуться к началу