Топ 21||
Я начала рассказывать о нашем соседе по болгарскому селу — деде Иване (начало вот тут, хотя история началась давным-давно - вот тут). Он — бывший козар, то есть козий пастух. Однажды мы пригласили его в гости, тесно пообщались. Жалко, что не хватило болгарского языка для того, чтобы расспросить его о тонкостях пастьбы коз. А так много было вопросов!
Например, вот уже третий год, проезжая мимо пасущихся стад, которые то тут то там видны с обеих сторон дороги, мы с мужем задаем себе вопрос: «Почему пастухи, кого бы они ни пасли — коз или овец - всегда стоят?» Они стоят в любое время дня и смотрят на то, как их подопечные жуют траву.
Судя по нашим,
русским мультикам, пастухи должны прийти
со стадом на поле, лечь с травинкой во
рту и смотреть в небо. Или сесть под
дерево и играть на дудочке.
Болгарские пастухи всегда стоят, опираясь на свою палку.
Вот этот пастух - какой-то неправильный
Но эти вопросы остались для нас пока закрытыми. Мы могли только показывать свое участие к тому, что рассказывал дед, но сами разговор вести не могли. Поэтому нам оставалось только слушать. А рассказывал дед о своей жизни.
Я уже говорила, что ему на днях исполнилось 80 лет. Значит, он родился в 1935 году, что ли? Еще до второй мировой войны, значит. Жена у него умерла 12 лет назад, и мне казалось, что именно об этом он и должен был рассказывать. Как он остался один, каким она была человеком, как они жили, как живет теперь.
Но он рассказывал о своем детстве, как в маленьком возрасте у него умерла мама. Как ему пришлось тяжело, как он спал на полу на кожушке. Какой большой была школа в нашем селе (другой сосед говорил мне, что в школе, когда он учился, а ему сейчас 50 лет, было 400-500 человек!), каким многолюдным было село.
Конечно, многое в его рассказе мы слушали с недоверием. Например, он говорил, что на площадку у моста, где сегодня сидят с одной стороны площади 2-3 старика, а с другой — 5-6 старушек, в его молодости собиралось по 50 человек (читай — около 100!).
Эта площадка — стратегическое место в нашем околотке: она находится сразу за мостом, поэтому все, кому надо в центр села, непременно проходят через это место. Сегодняшние "наблюдатели", которые приходят сюда, сидят, разговаривают друг с другом, а также со всеми, кто проходит мимо. Разговор с проходящими обычно один: «Къде отиваш («Куда идешь?» значит)?»
В нашей деревне время определяется по козам: «до коз» и «после коз». Утренних коз и вечерних. Утром до коз все делают работы по своим дворам, после коз выходят в социум — идут по магазинам, в кметство, если кому туда приспичило сходить, и — на площадку часа на два-три поболтать. Потом ближе к 11 часам снова все расходятся по домам, чтобы собраться перед вечерними козами.
По словам деда получалось, что дважды в день больше 50 человек собиралось на эту площадку. Представляю, какой стоял тут гвалт! Когда мы приехали сюда впервые, на площадке собиралось примерно 20 человек. Дважды в день. Теперь я понимаю, что их приводило сюда, во-первых, любопытство к приезжим, то есть к нам, а, во-вторых, обязанность приветствовать их.
Очень сильно жалею, что мы не знали о том, что они собирались специально ради нас. По болгарским сельским обычаям нам нужно было подойти к ним с каким-нибудь символическим угощением, лучше всего в виде русских конфет, и тогда для нас открылись бы все двери. Но мы этого не знали, только, сидя дома, отмечали, что опять на углу собрание собралось.
Так что мой совет тем, кто сейчас переезжает в Болгарию, и не куда-нибудь, а на село. В районе вашего дома обязательно есть такое место, где собираются местные жители из махаллы каждый день. Обязательно надо подойти к ним с приветствием, а не махать им издали и здороваться издали, как это делали мы.
Ну что ты будешь делать! Опять отвлеклась, и не закончила свой рассказ о нашем соседе!
Надеюсь, в следующий раз будет ОКОНЧАНИЕ.
GMT+3, 26.4.2024 17:25 , Processed in 5.366093 second(s), 28 queries , Gzip On.