Решение пойти в оперу, в летний театр Варны, было, как и большинство отличных решений принимаемых в жизни, весьма импульсивным. Во время утренней велосипедной прогулки по морской градине мы с мужем увидели афиши “Опера в Летния театър - Варна 2014”, которая просто изобиловала разнообразием постановок по всемирно известным произведениям, таким как: Дон Жуан, Риголетто, Иисус Христос Суперзвезда, Мадам Баттерфляй, Отелло, Андре Шенье и Набукко.
Насладиться прекрасной музыкой, пением именитых оперных исполнителей, и все это под открытым небом, казалось невероятно привлекательной возможностью приобщиться к искусству. Плюс тот факт, что представления шли не каждый день, а на календаре было второе августа, и именно на этот день была назначена премьера показа “Отелло” Джузеппе Верди. Собрав все воедино поняли, что это “судьба” - нам нужно это увидеть.
Представление должно было начаться в девять часов вечера, поэтому, уже в восемь мы, нарядные и красивые, вышли из дома, чтобы неспешно прогуляться по парку и прибыть в Летний театр вовремя.
Расчет оказался верным и без 20 минут девять мы уже были у кассы. Цена варьировалась в зависимости от расположения мест относительно сцены - 10, 15, 20 и 30 лв. Согласно плану посадочных мест (представлял собой обыкновенный лист бумаги, где кассир вручную вычеркивал проданные места) самыми дорогими были места в центре зала и, чем дальше от центра, тем цена становилась меньше. Мы решили быть скромными и взяли места за 15 лева, оказавшись тем самым чуть дальше, середины зала.
Билеты были куплены, в запасе имелось еще около 10 минут и мы решили оглядеться. Перед входом в театр расположились два небольших кафе, где можно приобрести и пронести с собой в зал воду, кофе, сок или, даже, пиво. Тут же, рассредоточившись по этим кафешкам и окрестным лавочкам были люди, так же как и мы, ожидавшие начала представления. И сколько было этих людей! Не знаю почему, но, я никак не ожидала увидеть такое большое количество почитателей оперы. Возможно, такой ажиотаж был из-за приезжих артистов или же из-за доступности билетов (разговаривала с родными, оставшимися в России, так там поход в оперный театр обойдется не меньше тысячи рублей на одного), но я была приятно удивлена. Часть посетителей, так же как и мы, были одеты в вечерние наряды, другие выглядели так, будто просто решили заглянуть на огонек, когда проходили мимо, с рюкзаками и объемными сумками, в шортах или джинсах, топиках и футболках. Также публика была абсолютно разной и по возрастному составу, начиная от трехлетних детей (не лучший возраст для приобщения ребенка к опере, тяжело не только “приобщаемому”, но и родителям и рядом сидящим) и заканчивая людьми старшего поколения в возрастной группе “кому за 75”.
На входе в зал, за 1 лв купили программку с либретто и указанием действующих лиц и исполнителей. Предмет к покупке не обязательный, но тем не менее я бы рекомендовала, даже, чтобы освежить в памяти сюжет или, как было в нашем случае, узнать что-то новое, например, что опера была написана в конце 1880 года с подачи либреттиста Ариго Бойто и что первая премьера состоялась 5 февраля 1887 года в оперном театре “Ла Скала” или, что постановка этого года является уже четвертой в истории варненской оперы...
Итак, заняли места и с интересом осмотрелись. Зал достаточно большой, новый и красивый, все утопает в зелени. Просторная сцена, по бокам от нее установлено два экрана, прямо перед ней расположился симфонический оркестр и уже после располагаются места для зрителей (сидения выполнены из пластика и имеют невысокую спинку, отчего кажутся неудобными, но это, пожалуй, единственный минус зала).
На часах было уже 15 минут десятого, когда раздались три звонка. Казалось бы, я должна написать здесь, что публика замерла в немом ожидании, и никто не шелохнулся, но нет. Не принято здесь так. Дисциплина, это не про местную публику. Тишина не устанавливалась еще, как минимум, пять минут, про “хождения” на задних рядах и говорить не буду. Но вот, над сценой зажглись огни, вступила музыка и хор запел. Так как опера исполнялась на итальянском языке и для лучшего ее понимания, на двух экранах возле сцены все диалоги дублировались на болгарском.
Передать, испытываемые чувства, наверное, можно лишь с использованием таких слов как восторг и восхищение - какие красивые были голоса, музыка и костюмы. Впечатлила игра актеров - особенно понравилась Радостина Николаева в роли Дездемоны и Франческо Медда в роли Отелло. Зрелище было настолько волнующим, что я дважды за время представления чуть было не разревелась.
Примерно через полтора часа, после окончания второго действия, был объявлен 20-ти минутный антракт и зрители смогли размять ноги и сходить за напитками.
Звонок, опять долгие хождения зрителей, напряжение третьего и безысходность четвертого действий, бурные овации, неоднократные вызовы на поклон и цветы, цветы, цветы.
Перечитывая написанное, мне кажется, что передать красоту оперы и ту энергетику, что была в зале получилось лишь отчасти. Но, для убедительности, могу привести слова мужа (который, к слову, впервые был в опере), сказанные им когда мы возвращались домой: “Знаешь, я бы еще сходил”.
Сейчас, в сентябре, сезон опер в Летнем театре уже закончился, но если есть желание, то, чтобы насладиться оперой или балетом, можно отправиться в Государственную оперу Варны. Репертуар и цены можно посмотреть здесь - http://www.opera.tmpcvarna.com.
P.S. в рамках выбора Культурной столицы Европы 2019 (Варна один из кандидатов), в городе была проведена масса культурных мероприятий: карнавал, художественные и фотовыставки, различные фестивали, в том числе и опера “Отелло”, о которой я и писала - все это было интересно и увлекательно. Остается лишь добавить - Варна, каким бы ни было решение комиссии, для нас ты уже стала Культурной столицей!