People&Countries

Болгария

 

форум
объявления
блоги
города
пляжи
страховка для ВНЖ

Португалия

 

форум
новости
статьи
города
эмиграция

компании

Италия

 

форум
новости
объявления
блоги
статьи
фото

Все страны

 

Германия
США
Франция
Чехия
Россия
Украина

People&Countries Портал ЧАД Просмотр статьи

Обычаи и традиции Чадa

7.3.2014 15:56| Разместил: Martovskaya| Просмотров: 8948| Комментарии: 0

Такое африканское государство, как Чад, отличается от остальных стран черного континента своим запутанным и многоярусным общественным строем. Культура государства формировалась под влиянием множества этнических групп и народностей, проживающих на этой территории. В целом она подразделяется на две основные ветви, каждая из которых имеет свои традиции, наследие и особенности. Поскольку стиль жизни и обычаи этих двух культур не только имеют кардинальные отличия, но и во многом противопоставлены друг другу, этот социальный строй очень сильно провоцирует напряженность внутри одной страны.

Северные племена, проживающие в Чаде, исповедуют ислам, причем его ортодоксальную форму. Это в первую очередь такие кочевые народности, как туареги и их различные племенные ответвления, а также  такие этносы, как котоко, хаджераи, канембу и другие. И тот факт, что большая часть населения, представляющая эту культурную составляющую страны, вовсе не говорит по-арабски, не мешает им считать себя правоверными мусульманами и чтить Коран.


Как и многие другие африканские кочевники, они отличаются суровым гордым нравом, живут достаточно обособленно, а к другим обитателям Чада, равно, как и к иностранцам, относятся настороженно и во многом воинственно. Представители северных племен придерживаются канонического семейного уклада мусульманского общества, а это значит, что все они подразделяются на кланы с очень строгой иерархией и устоями. В то же время у этой ветви чадской культуры существует собственный фольклор, музыка и даже аутентичные музыкальные инструменты.

Основной клановой единицей северных племен является кишимбет. Этим словом туареги называют сообщество из родственников-мужчин, которые живут поблизости друг от друга, имеют общие кочевые пути. Во главе такого кишимбета стоит старейшина – «шейх». Он обладает фактически неограниченной властью внутри собственного клана. Именно шейх решает все вопросы в религиозной, обрядовой и социальной сферах. Он регулирует отношения с другими кишимбетами, проводит ритуальные действия во время обрядов. Иногда, когда интересы нескольких кланов временно входят в одну плоскость, они объединяются в некое подобие племен.

Хотя с устоявшимся определением настоящего племени подобное образование соотносится очень мало. В таких дружественных кишимбетах могут организовываться межклановые браки. Вообще свадебная церемония у северян – очень сложный и многоступенчатый обряд. Жених и его родственники обязаны заплатить выкуп за свою суженную, а семья невесты в свою очередь устраивает ритуал оплакивания своей дочери.  После замужества она и впрямь редко видится с членами нативного клана. Потому-то, дабы не путаться в хитросплетениях церемонии, жители Чада чаще практикуют внутриплеменные союзы.

В отличие от клана, семья у обычного представителя северных племен небольшая. Она состоит из родителей, их детей и иногда пары-тройки близких родственников. У каждой «ячейки общества» в Чаде есть собственные владения. Ими могут быть оазис, гора, участок земли или даже родник с водой. Такие ресурсы могут использовать только члены семьи или клана, остальные же обязаны спрашивать разрешения. 
Детей в семьях воспитывают в строгости и послушании. Особенно сильно традиционное воспитание для мальчиков. Живут туареги и другие племена чаще всего в плотных палатках. Кочевой образ жизни редко предполагает постоянные жилища. Впрочем, кое-где попадаются глинобитные саманы или  дома арабского типа постройки.


Жители мусульманской части Чада зарабатывают на жизнь скотоводством и сельским хозяйством.   Животноводство – приоритетная отрасль, а вот земледелие встречается чаще в районе оазисов. Помимо этих традиционных сфер деятельности, племена занимаются добычей соли и натрона. И то, и другое используется в фармакологии и удобрениях.  Но это, что касается законных способов заработка. 

Помимо этого, жители Чада считаются отличными торговцами, и, что уж греха таить, контрабандистами во всей Африке. Они связывают между собой центр континента и страны Магриб.

А вот южная часть населения страны относится к шари-нильской племенной и языковой группе. Они обычно именуются «сара», по названию самого многочисленного этноса. Помимо этого племени, в Чаде проживают представители багрими, масса, маса, маусса, и других групп. Как и их северные соседи, все они обладают собственными культурными и религиозными традициями, обрядовой и ритуальной деятельностью. Так же, как и у туарегов, социальный строй южан – клановый, объединяющий людей по мужской линии родства. Но вот общий уклад жизни племен южной части Чада более мягкий. Кланы свободно общаются между собой, а также между группами племен. Во главе семейства в южном Чаде также стоит старейшина, но чаще не по возрастному признаку, а по степени уважения в клане. И подобным авторитетом может обладать как мужчина, так и женщина племен сара. А вот основой благосостояния каждого племени является земледелие. Также занимаются племена южного Чада охотой и разведением скота.


Отличается у сара от северян и брачная церемония. По традиции, здесь, наоборот – невеста приносит в дом жениха приданое. Взрослеют местные девушки рано – обычно к 13-14 годам они уже являются замужними женщинами, или хотя бы помолвлены. Поэтому уровень образования среди мужского населения выше. Свадебные ритуалы достаточно сложны – невеста обязана прожить в семье жениха 3 месяца, после чего уже будущий муж 3 года отрабатывает в семье своей жены.

Он обязан выполнить ряд обязательных действий по отношению к своим родственникам, в число которых входит труд на полях тестя, строительство жилища для матери невесты и других. Свадьбу играют в марте, причем до самой церемонии проводится огромное количество различных ритуалов. В отличие от мусульманской части Чада, южные племена практикуют проживание большими семьями в одном доме. Отметим, что некоторые кланы практикуют такой устрой, как полигамия – то есть, глава может иметь сразу несколько жен. Строги также правила внутреннего этикета. Например, в семье женщины и мужчины едят раздельно. Зато детям южных племен предоставляется полная свобода. Их воспитывают старшие родственники, а иногда даже соседи. 

Мальчики при взрослении проходят обряд инициации, причем их суть и даже количество могут отличаться от племени к племени. Традиционно в этих ритуалах юноше передается опыт предков, тайны клана, охотничьи навыки. Нередко в ходе обрядов на тело будущего мужчины наносят шрамы.

Поскольку южные племена Чада не являются кочевыми, они живут в стационарных домах. Стандартное жилище сара представляет собой круглое строение из глиняных кирпичей или соломы. Крыши также кроют этим материалом. Дома из настоящего обожженного кирпича  - признак богатства, а то и роскоши. Поэтому все правительственные здания, а также школы и больницы строятся из него и накрываются жестью.


Все жители Чада отличаются спокойствием и дружелюбием, пока к их традициям и укладу относятся с уважением. Как и в любой традиционной стране, большую роль тут играют церемонии приветствия, поздравлений. Так, при встрече, мужчины пожимают руки, причем тот, кто пришел последним, обязан обойти всех присутствующих и поздороваться с каждым в отдельности. Также приветствия различаются в зависимости от возраста, пола, социального статуса человека. Невежливым и у северян, и у южан является прямой взгляд в глаза собеседнику. И тем более нельзя смотреть в глаза едящему человеку. Также плохим жестом считается любое действие левой рукой – она в понимании чадцев «нечистая».

Ею и северные, и южные племена осуществляют личную гигиену. Негативно жители Чада отнесутся также к тем, чьи стопы обращены к ним. Такие обычаи привнесены из исламских стран, но прочно прижились и в центре африканского континента. Необычным является их подход к погоде – солнечный день в понимании жителей этой страны – ненастье, а вот хорошая погода - это непременно дождлива. А если вы вдруг засмотритесь на фруктовое дерево, его хозяин вполне может посчитать, что вы привлекаете к нему злых духов.

5+

4

3

2

1

Комментарии

GMT+3, 20.4.2024 03:22 , Processed in 4.717706 second(s), 25 queries , Gzip On.

Вернуться к началу